Великобритания

Великобритания

 

1. Законодательное регулирование медиации и влияние Европейского законодательства (если применимо). В Соединенном королевстве отсутствует единый законодательный акт, регулирующий применение медиации. Исторически медиация развивалась и продолжает развиваться во многом благодаря частным инициативам, при этом имеется и активное влияние судейского сообщества, которое совместно с государственными инициативами также направлено на продвижение медиации. При этом институт медиации регулируется отдельными частями законодательства, а также формируется с помощью судебной практики. В связи с указанной спецификой достаточно сложно получить целостное представление о правовом регулировании медиации в Великобритании.

Значительную роль в развитии медиации сыграли реформы 1997 г. в системе гражданской юрисдикции (так называемые реформы Лорда Вульфа), когда нормы об альтернативном урегулировании споров, в том числе медиации, получили правовую основу, и, начиная с этого времени, суды стали активнее содействовать применению медиации. Гл. 12 Закона о гражданском процессе ввела в действие Правила гражданского процесса (ПГП), которые были нацелены на предоставление судам возможности одновременно справедливо рассматривать дела, активно управлять делами и требовать от сторон содействия судам в этом процессе (п. 1.1.-1.4. ПГП). Нормы о медиации содержатся также, например, в семейном процессуальном законодательстве, законодательстве о трибуналах, Акте о полномочиях уголовных судов (ст. 23 (2)(b) и др.

Однако до сих пор, по мнению экспертов, значительное количество дел необоснованно передается в судебную систему. В связи с этим Министерство юстиции рассматривает перспективу развития механизмов или шагов, которые обеспечили бы возможность самостоятельного урегулирования ряда споров с тем, чтобы на рассмотрение суда передавались только те дела, судебное разбирательство по которым абсолютно необходимо.

Европейская директива № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров была по-разному трансформирована в трех юрисдикциях Великобритании.

В Англии и Уэльсе были приняты два законодательных документа: Правила трансграничной медиации (Директива ЕС) (The Cross-Border Mediation (EU Directive) Regulations) и Правила гражданского процесса (Дополнения) 2011 г. № 88 (the Civil Procedure (Amendment) Rules). Нормы Европейской директивы распространяются только на гражданские и коммерческие трансграничные споры.

В Шотландии и Северной Ирландии нормы Европейской директивы распространяются только на трансграничную медиацию, и не затрагивает медиацию по внутренним спорам. В Шотландии для трансформации Директивы ЕС были приняты Правила трансграничной медиации (Шотландия) 2011 г. № 2011/234 (The Cross-Border Mediation (Scotland) Regulations), которые задействовали нормы ст. 7 Директивы ЕС о конфиденциальности медиации и медиаторов, а также ввели нормы о продлении сроков исковой давности в ряд законодательных актов, что предусмотрено ст. 8 Директивы ЕС. Указанные Правила, принятые в Шотландии, в остальном не корреспондируют напрямую с другими нормам Директивы ЕС. Необходимо отметить, что в Шотландии не применяется английское прецедентное право по медиации, а используются отличные от английских правила раскрытия информации; некоторые английские гражданские процессуальные правила также не действуют в Шотландии. Кроме того, для шотландской юрисдикции характерны особенности процессуального характера, собственные правила использования языка в ходе судебного процесса и пр.

В Северной Ирландии Директива ЕС была трансформирована через Правила трансграничной медиации (Северная Ирландия) 2011 г. и Правила Верховного суда 2011 г. (дополненные) (The 2011 Rules of the Court of Judicature (Northern Ireland), Amendment), так же, как и в Шотландии, путем введения в действие нормы ст. 7 и 8 Директивы ЕС о конфиденциальности и сроках исковой давности (введены новые правила по исчислению 9 сроков исковой давности, установленные различными статутами).

2. Определение медиации. В связи с отсутствием законодательства о медиации, отсутствует единое законодательное определение медиации. Определение медиации так же не выработано судебной практикой. В отношении трансграничной медиации используется определение Европейской директивы (правило 78.23 (2) ПГП, правило 25.1 (2) Правил семейного судебного процесса и др.). Краткие определения медиации можно обнаружить в практическом Руководстве и Протоколах, прописывающих правила действий при подаче некоторых исков (The CPR’s Practice Direction on Pre-Action Conduct, Pre-Action Protocol for Defamation, for Personal Injury Claims, for the Resolution of Clinical Disputes). В остальных случаях различные организации медиаторов применяют собственные определения медиации.

3. Сферы применения медиации. В Соединенном Королевстве с помощью медиации урегулируются следующие виды споров: семейные, гражданские, коммерческие (в том числе патентные споры и споры в сфере торговых знаков), трансграничные, корпоративные поры, споры по малым искам, некоторые виды публично-правовых споров (рассматриваемых трибуналами) и уголовно-правовые споры с участием несовершеннолетних. Интересно отметить, что, по информации Министерства юстиции, при урегулировании споров по малым искам значительное количество медиаций проводится с помощью электронных средств (до 96% − по телефону и т.п.).

Также интересно отметить, что Правительство Англии и Уэльса в 2011 г. предписало государственным органам, в случае, когда они становятся стороной спора, активнее использовать такие способы АРС, как медиация (2011 Dispute Resolution Commitment).

4. Добровольность участия в медиации, влияние медиативной оговорки. Медиация всегда является добровольной процедурой. В некоторых случаях действует система направления на медиацию, однако она заключается в том, что медиатор общается со сторонами на предмет применимости медиации. Суды могут рекомендовать обратиться к альтернативному урегулированию спора или иным образом содействовать в применении сторонами АРС, но не могут своим решением обязать стороны участвовать в медиации.

Если говорить о системе направления на медиацию, то в Англии и Уэльсе по некоторым делам об апелляции и спорам по малым искам (стоимостью до 10000 фунтов стерлингов, а по делам о причинении личного вреда или неисправности жилья – до 1000 фунтов стерлингов) действует система направления на медиацию. Кроме того, в судах, рассматривающих семейные споры, устоявшейся нормой считается порядок, согласно которому все истцы до подачи заявления в суд должны участвовать в специальной встрече с медиатором на предмет информирования о медиации и оценки ее применимости. В Шотландии возможно направление дела в службу медиации при суде, если таковая существует.

В Англии и Уэльсе (в Шотландии может применяться схожая практика) медиативная оговорка в случае гражданского или коммерческого спора имеет для сторон процессуальные последствия в соответствии с прецедентным правом (которое, однако, иногда по-разному трактует силу и последствия медиативной оговорки), при этом важно ее четкое и правильное формулирование. В случае если медиативной оговоркой предусмотрена обязательная попытка медиации до начала судебного процесса, суд вправе приостановить разбирательство и предоставить время сторонам для попытки медиации. Однако это не является требованием суда, предписывающим медиацию. Судебное разбирательство в любом случае может быть продолжено, а в случае если сторона отказалась от медиации в отведенное судом для этого время, ее действие будет принято во внимание при распределении судебных расходов. Медиативные оговорка или соглашение о применении медиации в случае семейного спора не имеют указанных выше последствий, и дело не может быть отложено судом.

5. Последствия отказа от медиации, стимулирование применения медиации. В случае отказа от участия или попытки участия в медиации по семейному спору на стороны не могут быть наложены никакие негативные санкции. В трудовых спорах отказ стороны от медиации также не может повлиять на решение cуда.

На сторону спора гражданского или коммерческого спора, которая необоснованно уклоняется от медиации, судом могут быть наложены санкции в конце судебного разбирательства. Так, в Англии и Уэльсе, хотя обычно действует принцип, что проигравшая сторона оплачивает все судебные расходы, судья вправе отойти от данного принципа, приняв во внимание поведение сторон перед началом судебного процесса и меры, предпринимаемые стороной для урегулирования спора во время судебного процесса (п. 44.5 (3)(а)(ii) ПГП). Если судья придет к выводу, что сторона необоснованно (неразумно) отказывалась от участия в альтернативном урегулировании спора, то может распределить судебные расходы не в пользу такой стороны (вплоть до требования к выигравшей стороне оплатить все судебные расходы проигравшей стороны).

Значительное количество информации и правил об альтернативном урегулировании споров, в том числе медиации, на этапе до подачи гражданского иска, содержится в Общем практическом Руководстве и Протоколах, прописывающих правила действий при подаче некоторых гражданских исков (The CPR’s Practice Direction on Pre-Action Conduct), которые являются дополнением к ПГП. Аналогичное руководство и Протоколы в сфере семейного процесса также содержат информацию о необходимости применения медиации. Судами разработана практика, учитывающая различные факторы, которые будут приниматься во внимание судами, и способная помочь сторонам сделать выбор в пользу медиации: природа спора, существо дела, применялись или нет иные методы урегулирования спора, могли ли расходы на медиацию быть непропорционально выше, возможна ли задержка в отправлении правосудия из-за попытки медиации, имелась ли перспектива достижения соглашения с помощью медиации.

В октябре 2013 г. Суд апелляционной инстанции расширил практику (руководство) с тем, чтобы донести до граждан − сторон гражданского процесса − послание о необходимости рассматривать возможность участия в АРС, даже если у них есть основания для отказа от участия, а также о целесообразности выбора различных методов АРС либо возможности применить АРС на различных этапах разбирательства. Суд апелляционной инстанции также отметил важность поощрения судами надлежащего поведения сторон процесса в текущих экономических обстоятельствах, в том числе путем применения соответствующей санкции, если суд сочтет это необходимым. Само решение суда установило, что сторона, которая намерена отказаться от участия в альтернативном урегулировании спора, должна принимать во внимание следующие рекомендации:

  • не игнорировать предложение или запрос на участие в АРС;
  • быстро и в письменной форме отвечать, ясно и в полной мере разъясняя, почему АРС не является подходящим способом, принимая во внимание стадию судебного процесса;
  • если необходимо, связаться с другой стороной для обсуждения недостающей информации или доказательств, которые могут повлечь проблемы для альтернативного урегулирования (например, медиации) и принятия решения о том, как эти проблемы можно преодолеть;
  • не отвергать полностью любую возможность применения АРС, имея в виду целесообразность использования какого-либо иного метода АРС и/или попытки прибегнуть к альтернативному урегулированию спора на более позднем этапе.

Помимо наложения санкции в виде судебных расходов по окончании разбирательства, суды могут принимать и иные меры. Например, суд может не принять иск, если в рамках процедуры альтернативного урегулирования истцу уже предложено полное возмещение по его жалобе (из практики Высокого суда (High Court) Соединенного королевства в 2013 г.).

В отношении положительного стимулирования применения медиации можно отметить споры по малым искам, где судебная пошлина может быть возвращена в случае, если соглашение об урегулировании достигнуто до начала судебных слушаний.

6. Участие государства в организации медиативной помощи, покрытие расходов на медиацию в рамках бесплатной юридической помощи, в рамках юридического страхования. Различные организации предоставляют медиативные услуги на бесплатной основе, в том числе в рамках программ медиации при суде. В целом расходы на медиацию могут покрываться в рамках бесплатной юридической помощи на тех же условиях и по тому же принципу, что оказывается при судебных разбирательствах. В Англии и Уэльсе медиация расценивается как юридическая услуга (ст. 8(2)(b) Акта о бесплатной юридической помощи, приговорах и наказаниях нарушителей 2012 г. (Legal Aid, Sentencing and Punishment of Offenders Act).

В Шотландии бесплатная юридическая помощь в медиации может быть оказана через юридическую компанию, зарегистрированную Шотландским Советом бесплатной юридической помощи. В Англии и Уэльсе Агентство бесплатной юридической помощи финансирует деятельность провайдеров медиативных услуг в семейной сфере при условии их соответствия установленным требованиям. В случае получения государственного финансирования определяются также и размеры гонорара медиатора.

Также существует правило, согласно которому лица, которые нуждаются в бесплатной юридической помощи, перед обращением в суд должны рассмотреть возможность применения медиации (ст. 5.4.3 Кодекса об обеспечении Комиссии по юридическим услугам (the Legal Services Commission’s Funding Code).

В Великобритании расходы на медиацию также могут покрываться программами юридического страхования, однако детали могут различаться в зависимости от конкретных условий страховки.

В Шотландии в соответствии с Актом 2004/9 об образовании (Дополнительная поддержка в обучении) медиация бесплатно проводится между родителями/опекунами/несовершеннолетними и школой/местными органами по спорам в отношении детей, которые нуждаются в дополнительной поддержке.

7. Правовое регулирование процедуры (процесса) медиации, влияние на сроки исковой давности. В связи с отсутствием законодательного регулирования медиации определение порядка и правил медиации производится по усмотрению сторон. При этом в большинстве случаев применяются правила какой-либо организации медиаторов (вне зависимости от того, проводится ли медиация в данной организации или нет).

Различные ассоциации путем аккредитации устанавливают некоторые общие стандарты и правила медиации, при этом сохраняя гибкость процедуры. В сфере семейной медиации можно выделить, например, Совет по семейной медиации. В гражданской и коммерческой сфере действует Совет гражданской медиации. Эти и другие организации, в том числе в качестве условий аккредитации/членства, включают обязанность соблюдения кодексов этики/поведения медиаторов.

Исходя из сложившейся практики, медиаторы вправе, если стороны их об этом попросят, высказывать мнение или предложение об урегулировании спора, которое не является обязывающим для сторон. Однако высказывание мнений и предложений медиатором не является устоявшимся правилом, а скорее исключением, в связи с чем медиатору следует внимательно отнестись к подобному запросу сторон(ы).

В отношении вопроса ответственности медиаторов, все медиаторы Англии и Уэльса несут ответственность на основании договора, заключенного со сторонами. Ответственность медиатора в таком случае регулируется Актом о поставке товаров и услуг 1982 г., который предписывает оказывать услуги «с разумной заботой и умением» (ст. 13).

В Англии и Уэльсе на время проведения процедуры медиации, а также в течение 6 недель после ее окончания приостанавливается течение сроков исковой давности, однако это правило действует только в случае подачи заявления в суд. Если подача заявления в суд невозможна, стороне в целях приостановления течения сроков давности необходимо подать специальное распоряжение (protective writ), так как проведение медиации не прерывает течение срока исковой давности. В Шотландии проведение медиации не прерывает течение срока исковой давности.

8. Медиация как часть правовой системы, взаимодействие института медиации с судами. Медиация является частью правовой системы Великобритании, что подтверждается включением норм о медиации в гражданское и семейное процессуальное законодательство и судебной практикой. При этом большую роль в развитии медиации играют суды, содействующие в применении сторонами медиации и иных методов АРС, в том числе с помощью установления гарантий медиации посредством прецедентного права. Программы медиации существуют при различных судах.

Например, известной является программа медиации при Апелляционном суде (Court of Appeal Mediation Scheme). В Шотландии действует всего одна программа медиации при суде в Суде Эдинбурга Шериф (Edinburgh Sheriff Court).

Процедуру медиации следует отличать от процедуры ранней нейтральной оценки, в рамках которой судья или иной назначенный юрист проводят оценивание предлагаемых сторонами доказательств, ведет переговоры и, в итоге, сообщает не обязывающее стороны мнение о возможном судебном исходе дела, указывая на сильные и слабые аргументы сторон.

9. Полномочия суда по поддержке и продвижению медиации. ПГП устанавливает обязанность судей информировать стороны о возможности альтернативного урегулирования споров, а также содействовать применению АРС. Кроме того, судьи вправе рекомендовать применение медиации как способа АРС на любом этапе судебного разбирательства. Для предоставления возможности самостоятельного урегулирования спора суд вправе приостановить или отложить разбирательство (п. 1.4, ч. 26 ПГП), однако в таком случае не происходит направления на медиацию: сторонам просто предоставляется возможность для переговоров и пр. В соответствии с п. 26.4 ПГП стороны также сами вправе вместе или по отдельности ходатайствовать о приостановлении разбирательства на время урегулирования спора с помощью АРС. Приостановление разбирательства происходит сначала на месяц, затем этот срок может быть продлен.

Отдельно следует выделить раздел «G» Руководства по Адмиралтейским и Коммерческим судам (The Admiralty & Commercial Court Guide), регулирующий деятельность Коммерческого суда Отделения Королевской скамьи (Queen’s Bench Division) Высокого суда в сфере АРС.

Необходимо отметить, что Правила семейного судебного процесса также предусматривают активную роль суда в содействии и оценке применимости АРС в семейных спорах, особенно с участием детей (ч. 3,12).

Функции по информированию сторон об АРС могут осуществлять не только судьи, но и иной персонал суда. Суды могут обеспечить стороны информацией о медиации и проведении процедуры в виде небольшого раздаточного материала или опросников о применимости медиации. При этом заполнение специального опросника является отдельным этапом администрирования дела при начале судебного разбирательства. В нем, например, необходимо подтвердить информацию, что представитель стороны проконсультировал клиента о вариантах применения АРС. В семейном споре и споре, связанном с детьми, стороне в опроснике будет задан вопрос о том, посещала ли сторона информационную встречу о медиации, и если нет, то почему.

За отказ от участия в медиации суды также могут накладывать санкции в виде несения судебных расходов, либо могут отказать в рассмотрении по иску, если в рамках АРС истцу уже предложено полное возмещение. Согласно п. 1.4 ПГП предполагается, что судьи, если считают необходимым, могут поощрять стороны использовать АРС, однако на практике суды редко предпринимают отдельные действия для продвижения медиации, помимо указанных выше. Это обусловлено опасением нарушить право сторон на доступ к правосудию.

10. Наличие судебной медиации (медиации, осуществляемой судьями). В Англии и Уэльсе судьи не имеют права выступать медиаторами. Однако медиаторами могут выступать трибуналы – в английской судебной системе это судьи специализированных судов, рассматривающие отдельные категории дел, такие как иммиграция, социальное обеспечение, налогообложение и др. (ст. 3,13 Акта о трибуналах, судах и исполнении решений, 2007 г.).

11. Регулирование конфиденциальности. В Соединенном королевстве конфиденциальность медиации в значительной мере регулируется и обеспечивается договором сторон и медиатора. В Англии и Уэльсе вопрос конфиденциальности является ключевым, суды в целом не приветствуют нарушение конфиденциальности («прокалывание медиативной вуали»). Ст. 9 и 10 Правил трансграничной медиации Англии и Уэльса соответствуют ст. 7 Директивы ЕС. Ст. 9 устанавливает регулирование, предусматривающее право медиатора сохранять в тайне данные (доказательства) из медиации в ходе гражданского трансграничного судебного (третейского) разбирательства.

Здесь следует отметить, что в английской юрисдикции вместо термина «информация, ставшая известной из или в связи с процессом медиации» (как указано в ст. 7 Директивы ЕС) используется термин «данные (доказательства из медиации» (mediation evidence). Различие в терминах означает и особый подход суда в оценке вопросов допустимости и относимости.

Ст. 10 (a) устанавливает правило, согласно которому в трансграничных спорах для раскрытия информации из медиации необходимо согласие всех сторон. Статья 10 (b) устанавливает правило, согласно которому определяются случаи, когда медиатору может быть предписано судом раскрыть данные из медиации, «если это необходимо для обеспечения публичного порядка». Таким образом, медиатору в трансграничном гражданском или коммерческом споре дается более широкая защита конфиденциальности, так как во внутренних спорах раскрытие конфиденциальных данных медиатором может быть обосновано «интересами правосудия».

По общему правилу медиатор не может быть вызван и допрошен в суде об обстоятельствах, ставшими известными в связи с проведением медиации – это следует из договора медиатора со сторонами. Общим исключением из привилегии конфиденциальности являются случаи обвинений в серьезных проступках, таких как принуждение или мошенничество. Другим важным исключением из конфиденциальности, действующим в отношении внутренних споров, является возможность привлечения медиатора в судебное слушание для дачи показаний в случае, когда судья считает это необходимым в «интересах правосудия» (Дело № 2 Farm Assist, 2009). После случая привлечения медиатора в суд для дачи показаний Советом гражданской медиации было рекомендовано пересмотреть и более тщательно прорабатывать тексты соглашений о проведении медиации для защиты медиаторов от последующих вызовов в суд.

В семейной медиации исключениями из конфиденциальности является случаи:

  • причинения значительного вреда взрослому или ребенку;
  • раскрытия информация об уголовных преступлениях;
  • раскрытия финансовой информации.

В Шотландии вопрос конфиденциальности семейной медиации регулируется Актом о гражданских доказательствах (The Civil Evidence (Family Mediation) Act), согласно которому никакие данные из медиации не могут быть приняты судом, с учетом установленных исключений.
12) Исполнение медиативных соглашений. Медиативное соглашение может заключаться в виде договора либо не обязывающего меморандума о взаимопонимании (в семейной медиации – только меморандума о взаимопонимании).

В связи с разделением регулирования трансграничной и внутренней медиации, в Великобритании имеются различные варианты приведения в исполнение медиативных решений. Так, в Англии и Уэльсе в отношении трансграничных споров применяется раздел 2 Правил гражданского процесса (Дополнения), которые устанавливают порядок приведения в исполнение медиативных решений:

  • в случае, когда медиация проводится после начала судебного разбирательства, правило 78.24 устанавливает, что стороны могут подать ходатайство в соответствии с правилом 23 (Court Practice Rule);
  • в случае, когда медиация проводится в отсутствие судебного разбирательства, правило 78.24 устанавливает возможность подачи ходатайства на новый тип судебного приказа об исполнении медиативного соглашения [mediation settlement enforcement order (MSEO)], который дает право на ускоренное судебное разбирательство в случае нарушения условий соглашения. Для получения такого приказа суду необходимо удостовериться, что имеется согласие всех сторон.

В случае проведения внутренней медиации после начала судебного или третейского разбирательства медиативное соглашение может быть принято в форме решения третейского суда (либо сам медиатор может выступить арбитром в случае применения гибридных форм АРС), мирового соглашения [специального приказа суда (consent order)], и таким образом может быть принудительно исполнено (ч. 23 ПГП).

Если имеет место внутренняя медиация без проведения судебного разбирательства, варианты его дальнейшего исполнения будут зависеть от природы контракта и использованных формулировок. В ряде случаев в последующем возможно ускоренное судебное разбирательство.

13. Система подготовки, аккредитации/сертификации медиаторов, регулирование допуска к медиативной практике. Так как в Великобритании государство не регулирует медиацию в целом, не регулируется и порядок допуска в профессию. Формально для ведения практики медиации нет необходимости получения специального обучения, не требуется наличие какого-либо базового профессионального образования. В целом, отсутствуют какие-либо государственные требования к организациям-провайдерам медиативных услуг, в том числе требования к их организационно-правовой форме.

Однако, например, в Англии и Уэльсе для того, чтобы организация-провайдер медиативных услуг могла проводить медиацию за счет государственных средств, она должна соответствовать условиям, установленным государственным Агентством бесплатной юридической помощи.
В Шотландии, в соответствии со ст. 15 Акта 2004/9 об образовании (Дополнительная поддержка в обучении), все образовательные организации должны иметь службы медиации для урегулирования споров, связанных с детьми, нуждающимися в дополнительной поддержке. В этой сфере медиации установлены стандарты, которым должны соответствовать медиаторы.

Вопросами аккредитации или сертификации занимаются различные частные организации, при этом ни одна организация не имеет исключительных полномочий по решению вопроса об аккредитации медиаторов. Отсутствуют единые требования о профессиональной принадлежности медиаторов либо об аккредитации в конкретной организации. Крупнейшим саморегулируемым органом в сфере гражданской и коммерческой медиации в Англии и Уэльсе является Совет гражданской медиации (далее: СГМ), объединяющий около 80 провайдеров медиативных услуг в гражданской, коммерческой и трудовой сферах, которые представляют интересы около 6 000 аккредитованных медиаторов. Кроме того, в Совет входят представители Министерства юстиции, Правового сообщества, Совета адвокатов и др. СГМ имеет систему аккредитации провайдеров медиативных услуг, которая на свободном рынке считается весомой гарантией качества, что подтверждается соответствующими пояснениями Министерства юстиции. Совет по семейной медиации выполняет аналогичные функции в сфере семейной медиации. В Шотландии действует Шотландская сеть медиации, которая также имеет собственные правила аккредитации и ведет открытый реестр медиаторов.

Министерство юстиции также рассматривает вопрос введения обязательной аккредитации гражданских и коммерческих медиаторов, в целях установления ясных стандартов подготовки медиаторов и оказания медиативных услуг. Система аккредитации СГМ очень подробно разработана и среди прочего учитывает такие вопросы, как:

  • количество обученных медиаторов в организации-провайдере (не менее 6 человек), которые обязаны пройти обучение в признаваемой образовательной организации по определенным темам и соответствующую проверку (оценку) по итогам обучения. Медиаторы должны либо иметь профессиональную квалификацию в области права, либо продемонстрировать достаточное знание контрактного права для работы в сфере гражданской или коммерческой медиации;
  • провайдер должен придерживаться кодекса поведения, не менее строгого, чем Европейский Кодекс поведения медиаторов 2004 г., а также иметь процедуру урегулирования и фиксирования жалоб, систему обратной связи и оценки от сторон и их адвокатов;
  • должна быть отлажена система администрирования дел, а также обеспечена возможность привлечения медиаторов с необходимой подготовкой, опытом и навыками, соответствующими различным запросам;
  • медиаторы должны иметь опыт участия в медиациях (определено количество медиаций в год), ежегодно повышать свою квалификацию;
  • провайдеры и медиаторы-члены организации должны иметь страховку профессиональной ответственности в размере не менее 1 000 000 фунтов стерлингов (или более, если с помощью медиация урегулируются споры на более крупные суммы).

14. Контроль качества подготовки. Различные организации медиаторов имеют собственные правила аккредитации и оценки уровня подготовки медиаторов. В большинстве случаев применяется процедура оценки практических навыков, в том числе посредством ролевой игры.

15. Контроль качества оказываемых медиативных услуг. Также различные организации медиаторов имеют собственные правила аккредитации медиаторов, которые включают в себя систему контроля качества оказываемых медиативных услуг, систему обратной связи от клиентов.

16. Юридическое сопровождение в медиации, обучение юристов в сфере медиации. Вопрос участия юридических консультантов в медиации решается по усмотрению сторон. В гражданской и коммерческой сфере обычной практикой является участие адвокатов в медиации, в то время как в семейной медиации участвуют только стороны, при этом они могут обращаться за юридической консультацией. Часто в целях фиксирования договоренностей и возможности получения последующих консультаций медиатор по запросу сторон подготавливает меморандум о взаимопонимании.

ПГП устанавливает обязанность солиситоров информировать клиентов о возможности альтернативного урегулирования споров, а также содействовать применению АРС (форма № 150 ПГП). Сходные положения содержатся и в профессиональных кодексах поведения солиситоров, барристеров. Также кодекс поведения барристеров содержит правило о профессиональном поведении барристера в случае его участия в медиации.
При этом следует отметить, что в целом в сфере юридического образования обучение медиации и иным методам АРС становится все более частым и распространенным в силу развития и актуальности самого института медиации.

Примечания

Информация настоящего раздела о национальном регулировании медиации основана на данных, опубликованных в нескольких специализированных изданиях, а также заимствованных из открытых источников, доступных в сети Интернет (Например, открытая база юридических данных по более чем 70 странам // http://www.mondaq.com/about.asp; раздел о медиации в ЕС на портале электронного правосудия https://e-justice.europa.eu/content_mediation_in_member_states-64-en.do и др.).
Перечень специализированных изданий:

  1. Mediation: Principles and Regulation in Comparative Perspective / Eds. by K.J. Hopt, F.Steffek. Oxford University Press, 2013.
  2. Commercial mediation – a comparative review // Linklaters LLP, 2013.
  3. Исследование для Комитета Европейского Парламента по правовым вопросам: «Rebooting» the mediation directive. Assessing the limited impact of its implementation and proposing measures to increase the number of mediations in the EU / Eds. by G. De Palo, L. D’Urso, M. Trevor, B. Branon, R. Canessa, B. Cawyer, L.R. Florence // European Parliament, manuscript, 2014. // http://www.europarl.europa.eu/committees/en/supporting-analyses-search.html
  4. The Variegated Landscape of Mediation: A Comparative Study of Mediation Regula-tion and Practices in Europe and the World / Eds. by M. Schonewille, F. Schonewille // Eleven International Publishing, 2014.

Для удобства изложения информации в дальнейшем используются следующие термины и сокращения:

  • АРС – альтернативное разрешение споров, альтернативные методы (способы) разрешения споров;
  • ГПК – Гражданский процессуальный кодекс (соответствующей рассматриваемой юрисдикции);
  • внутренние споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) внутри одного государства;
  • трансграничные споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) в разных государствах. Для стран – членов ЕС термин «трансграничный спор» применяется в значении, установленном ст. 1 Европейской Директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров;
  • внутренняя медиация – медиация как метод урегулирования внутренних споров;
  • трансграничная медиация – медиация как метод урегулирования трансграничных споров.
© ФГБУ «ФИМ».
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать Вконтакте

Back to Top