Словения

 

1. Законодательное регулирование медиации и влияние Европейского законодательства (если применимо). В Словении законодательство о медиации начало развиваться с 2008 г. Так, 23 мая 2008 г. был принят Закон о медиации в гражданской и коммерческой сфере (Mediation in Civil and Commercial Matters Act) (далее: Закон о медиации), который установил основные принципы и правила в отношении процедуры медиации, а также одновременно имплементировал требования Европейской директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров. Таким образом, нормы Закона о медиации в одинаковой мере распространяются как на трансграничную, так и на внутреннюю медиацию [ст. 2(1)], как на внесудебную, так и на медиацию при суде.

29 января 2008 г. был принят Закон о правах пациентов, который ввел медиацию как особый способ урегулирования споров между пациентом и провайдером медицинских услуг. 19 ноября 2009 г. был принят Закон об альтернативном урегулировании споров в судебной сфере (The Act on Alternative Dispute Resolution in Judicial Matters) (далее: Закон об АРС), который содержит специальные правила о медиации, проводимой при суде. В частности, он устанавливает обязанность суда первой и второй инстанции предлагать медиацию в гражданских, коммерческих, семейных и трудовых спорах. Суды могут предлагать и иные типы альтернативного урегулирования споров. Интересно отметить, что в случаях, когда Республика Словения является стороной судебного спора, она также должна рассмотреть возможность применения медиации и обязана в ней участвовать, если это целесообразно, в зависимости от обстоятельств дела (с 2012 г. вопрос об участии в процедуре относится к компетенции офиса государственного прокурора – представителя государства в судебных разбирательствах).

2. Определение медиации. В соответствии со ст. 3 (1) a) Закона о медиации, медиация означает процедуру, в которой стороны пытаются при содействии нейтрального третьего лица (медиатора) достичь дружественного урегулирования спора, возникающего или связанного с договорными или иными правовыми отношениями, вне зависимости от того, какой термин используется для обозначения такой процедуры: «медиация», «согласительная процедура», «примирение», «посредничество в споре» или иные термины.

3. Сферы применения медиации. Закон о медиации распространяет свое действие на споры в гражданской и коммерческой сферах, а также отдельно указывает на применимость медиации в трудовых и семейных спорах [ст. 2(1)]. Также нормы Закона о медиации могут распространяться на медиацию в иных спорах, если применение медиации не исключено законом или не противоречит существу правоотношений, из которых произошел спор. Так, медиация применяется для урегулирования споров в сфере здравоохранения.

4. Добровольность участия в медиации, влияние медиативной оговорки. Медиация является полностью добровольной процедурой. При этом, в соответствии со ст. 1(3) Закона о медиации, процедура медиации может быть начата на основании соглашения сторон, по предписанию / на основании закона (однако до настоящего времени отсутствуют законы, устанавливающие обязательность медиации до обращения в суд), на основании направления или рекомендации суда, третейского суда или государственного органа. В случае направлению на медиацию судом стороны имеют право отказаться от ее проведения.

Важно отметить право суда обязать стороны принять участие в информационной сессии о медиации на любом этапе судебного разбирательства. Эта информационная сессия может быть проведена судьей или помощником судьи.

При этом медиативная оговорка имеет обязательную силу. Если стороны, согласившись на медиативную оговорку, договорились не обращаться в суд (третейский суд) до того, как попытаются урегулировать спор с помощью медиации, суд (третейский суд) не примет дело к рассмотрению в случае направления ответчиком в отзыве на иск соответствующего протеста. При этом иск все же может быть принят к рассмотрению, если истец докажет, что в случае непринятия дела к рассмотрению могут наступить непоправимые или вредные последствия. Таким образом, действие медиативной оговорки зависит от заявления ответчика. Если ответчик не выступит против рассмотрения дела судом (третейским судом) до попытки урегулирования спора с помощью медиации, суд (третейский суд) примет дело к рассмотрению.

Следует отметить, что само по себе начало судебного или третейского разбирательства не является отказом сторон от соглашения о применении медиации, а также не является основанием для прекращения медиации.

5. Последствия отказа от медиации, стимулирование применения медиации. В случае если одна сторона необоснованно отказывается от направления суда на медиацию, суд по запросу другой стороны вправе возложить на отказавшуюся сторону судебные расходы (полностью или частично), независимо от результата судебного разбирательства. При рассмотрении вопроса об обоснованности отказа от медиации принимаются во внимание конкретные обстоятельства дела, как то: существо спора; решающие факторы, от которых зависит спор; наличие или отсутствие попыток сторон мирно урегулировать спор путем переговоров; расходы в случае обращения к медиации; возможность влияние отложения разбирательства по причине медиации на результат рассмотрения дела; вероятность урегулирования спора с помощью медиации (ст. 19(5)-(6) Закона об АРС).

6. Участие государства в организации медиативной помощи, покрытие расходов на медиацию в рамках бесплатной юридической помощи, в рамках юридического страхования. Законодательство об АРС в судебной сфере предполагает несколько вариантов стимулирования применения медиации.

Так, в ходе судебного разбирательства стороны спора могут пройти бесплатную информационную сессию о медиации. В рамках реализации программ по медиации при суде все расходы на проведение медиации несут сами суды. Стороны не оплачивают гонорар медиатора, а также транспортные расходы в случае обращения к медиации по семейным спорам, в которых затрагиваются детско-родительские отношения, а также по трудовым спорам, связанным с прекращением трудового договора. В случае применения медиации в других спорах, за исключением коммерческих, гонорар и расходы медиатора не оплачиваются в течение первых трех часов проведения процедуры. Если медиативные услуги по проведению медиации при суде оказываются на возмездной основе, размеры вознаграждения медиатора, а также иные расходы регулируются специальными правилами.

Кроме того, расходы на юридическое консультирование, представительство и иные юридические услуги, оказываемые в рамках медиации, а также расходы на саму процедуру могут быть покрыты за счет бесплатной юридической помощи: Закон о бесплатной юридической помощи распространяет свое действие как на судебные разбирательства, так и альтернативные способы урегулирования споров, которые практикуются в Словении. Расходы на медиацию не покрываются программами юридического страхования.

7. Правовое регулирование процедуры (процесса) медиации, влияние на сроки исковой давности. Закон о медиации устанавливает только общие правила проведения медиации, указывая, например, на принцип независимости и беспристрастности медиатора и принцип равенства сторон [(ст. 8 (1)-(3)]. Процесс проведения медиации регулируется соглашением сторон и медиатором. Более того, стороны вправе по своему усмотрению особым образом урегулировать спор, игнорируя положения Закона о медиации, за исключением нескольких пунктов: при проведении медиации должны соблюдаться принципы беспристрастности и независимости медиатора, положения о толковании Закона, сроки исковой давности и сроки предъявления претензий (ст. 5). В соответствии со ст. 17 Закона о медиации, на время проведения медиации течение сроков исковой давности приостанавливается, при этом срок исковой давности истекает не позднее 15 дней после прекращения медиации.

Медиатор вправе на любом этапе процедуры делать предложения об урегулировании спора, при этом его предложения не являются обязательными для исполнения (ст. 8(4) Закона о медиации).

Законом о правах пациентов установлены особые правила в отношении медиации в сфере здравоохранения. Так, Комиссия по защите прав пациентов является органом, предлагающим обратиться к медиации в случае возникновения спора между пациентом и провайдером медицинских услуг. Также были регламентированы правила проведения процедуры медиации по этой категории споров.

8. Медиация как часть правовой системы, взаимодействие института медиации с судами. Медиация как правовой институт является частью правовой системы Словении. Еще в 2001 г., до появления отдельного закона, медиация начала применяться в рамках пилотных программ при некоторых судах. Сейчас одной из функций суда является обеспечение возможности проведения медиации для сторон в ходе судебного процесса. В соответствии с положениями Закона об АРС, 59 судов первой инстанции и 5 судов апелляционной инстанции были обязаны принять собственные программы по развитию медиации.

9. Полномочия суда по поддержке и продвижению медиации. В соответствии с нормами Закона об АРС, суды первой и апелляционной инстанций обязаны предлагать сторонам медиацию при разрешении гражданских, коммерческих, семейных и трудовых споров, если только судья не придет к выводу, что в конкретном случае это будет нецелесообразно. В соответствии со ст. 306 ГПК, информирование о возможности медиации является обязательной частью судебного процесса. Кроме того, в соответствии с п. 1-4 ст. 19 Закона об АРС, судья вправе направить стороны на медиацию и отложить судебное разбирательство на срок до 3 месяцев в случае, когда медиация применима, учитывая обстоятельства дела и на основании консультаций со сторонами, которые прошли информационную сессию о медиации. Любая сторона вправе возразить против направления на медиацию, после чего суд обязан отменить решение о направлении на медиацию и возобновить разбирательство.

10. Наличие судебной медиации (медиации, осуществляемой судьями). В соответствии со ст. 2(4) Закона о медиации судья вправе выступать медиатором при условии, что он/она не отвечает за проведение судебных разбирательств, которые касаются урегулируемого спора.

11. Регулирование конфиденциальности. В соответствии со ст. 11 Закона о медиации, вся информация, ставшая известной в ходе медиации или в связи с ней, является конфиденциальной, если стороны не договорятся об ином и/или раскрытие информации обязательно по закону или необходимо для целей приведения в действие медиативного соглашения. В соответствии со ст. 10, информация, полученная на медиации от одной стороны, может быть передана другой стороне, если только эта информация не раскрывалась на условиях конфиденциальности.

Согласно ст. 12 Закона о медиации, медиатор, стороны и иные лица, участвующие в медиации, не могут представить в суд, третейский суд или иное разбирательство информацию, ставшую известной в ходе медиации. Однако информация может быть раскрыта на условиях и в размере, которые могут быть определены законом, в частности по причине государственной политики (защита интересов детей, предотвращение нанесения вреда здоровью или психике человека) либо в целях исполнения медиативного соглашения.

12. Исполнение медиативных соглашений. Медиативное соглашение является гражданско-правовым договором. Чтобы придать соглашению возможность принудительного исполнения, стороны вправе заключить медиативное соглашение в форме нотариального акта, мирового соглашения, решения третейского суда (ст. 14(2) Закона о медиации):

  • соглашение, которое может быть заключено на любом этапе судебного разбирательства (ст. 306 ГПК), а также до подачи иска − мировое соглашение в районном суде (ст. 309 ГПК);
  • нотариальный акт, заключаемый сторонами и заверяемый нотариусом в соответствии со ст. 4 Закона о нотариате;,/li>
  • решение третейского суда, основанное на мировом соглашении (ст. 34,38 Закона об арбитраже). Однако для того, чтобы решение третейского суда было принудительно исполнено, необходимо приведение его в исполнение через государственный суд (ст. 41 Закона об арбитраже).,/li>

13. Система подготовки, аккредитации/сертификации медиаторов, регулирование допуска к медиативной практике. Допуск к медиативной деятельности регулируется словенским законодательством по-разному и зависит от применяемого в сфере медиации конкретного закона:

1) В соответствии с Законом о медиации во внесудебной медиации любое лицо может быть медиатором, то есть требования к медиатору устанавливаются свободным рынком. В соответствии со ст. 3(1) (b), медиатором является любое третье лицо, которое принимает запрос на проведение медиации, вне зависимости от профессии или статуса лица и вне зависимости от того, каким образом выбирается или назначается это лицо. В Словении учреждена Ассоциация организаций медиаторов, которая в соответствии с принятыми ею Стандартами обучения медиации рекомендует в качестве базовой подготовки медиаторов обучение длительностью 100 часов, а также углубленное обучение длительностью 50 часов.

2) Для ведения медиативной деятельности в рамках медиации при суде медиатору необходимо зарегистрироваться в реестре суда. Включение в реестр происходит, если лицо соответствует требованиям, установленным ст. 8(1) Закона об АРС: наличие дееспособности; отсутствие судимости за умышленное уголовное преступление; лицо имеет образование не ниже первого уровня трехуровневой системы профессионального образования; лицо прошло обучение по медиации в соответствии с программой, определенной Министерством юстиции (минимум 40 часов базовой подготовки, а также повышение квалификации не менее 2 дней в год).

3) Особые требования к медиаторам установлены в сфере здравоохранения: они регулируется Законом о правах пациентов.

14. Контроль качества подготовки. Государством не установлены какие-либо правила контроля качества подготовки медиаторов в виде экзаменов или оценки практических навыков, за исключением определенных требований к медиаторам, которые проводят медиации при суде и в сфере здравоохранения.

15. Контроль качества оказываемых медиативных услуг. Обеспечение контроля качества медиативной помощи, оказываемой при суде, осуществляется через систему реестра медиаторов при судах: медиатор может быть исключен из реестра в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения своих профессиональных обязанностей. Законом о правах пациентов установлены правила контроля оказания медиативных услуг в сфере здравоохранения. В сфере внесудебной медиации частные организации имеют собственные системы аккредитации/сертификации медиаторов.

16. Юридическое сопровождение в медиации, обучение юристов в сфере медиации. Закон об АРС [ст. 16 (2),(5)] прямо предусматривает возможность присутствия адвокатов при проведении медиации при суде, однако в процедуре медиации при суде непосредственное участие сторон является обязательным (ст. 16). В случае проведения медиации вне суда Закон о медиации не устанавливает каких-либо правил участия адвокатов в процедуре.

Кодекс профессионального поведения адвокатов, принятый Ассоциацией адвокатов Словении, прямо предписывает адвокатам стараться предотвращать разрастание споров между сторонами и пытаться содействовать мирному урегулированию споров.

Примечания

Информация настоящего раздела о национальном регулировании медиации основана на данных, опубликованных в нескольких специализированных изданиях, а также заимствованных из открытых источников, доступных в сети Интернет (Например, открытая база юридических данных по более чем 70 странам http://www.mondaq.com/about.asp; раздел о медиации в ЕС на портале электронного правосудия https://e-justice.europa.eu/content_mediation_in_member_states-64-en.do и др.).

Перечень специализированных изданий:

  1. Mediation: Principles and Regulation in Comparative Perspective / Eds. by K.J. Hopt, F.Steffek. Oxford University Press, 2013.
  2. Commercial mediation – a comparative review // Linklaters LLP, 2013.
  3. Исследование для Комитета Европейского Парламента по правовым вопросам: «Rebooting» the mediation directive. Assessing the limited impact of its implementation and proposing measures to increase the number of mediations in the EU / Eds. by G. De Palo, L. D’Urso, M. Trevor, B. Branon, R. Canessa, B. Cawyer, L.R. Florence // European Parliament, manuscript, 2014.
  4. The Variegated Landscape of Mediation: A Comparative Study of Mediation Regulation and Practices in Europe and the World / Eds. by M. Schonewille, F. Schonewille. Eleven International Publishing, 2014.

Для удобства изложения информации в дальнейшем используются следующие термины и сокращения:

  • АРС – альтернативное разрешение споров, альтернативные методы (способы) разрешения споров;
  • ГПК – Гражданский процессуальный кодекс (соответствующей рассматриваемой юрисдикции);
  • внутренние споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) внутри одного государства;
  • трансграничные споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) в разных государствах. Для стран – членов ЕС термин «трансграничный спор» применяется в значении, установленном ст. 1 Европейской Директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров;
  • внутренняя медиация – медиация как метод урегулирования внутренних споров;
  • трансграничная медиация – медиация как метод урегулирования трансграничных споров.
© ФГБУ «ФИМ».
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать Вконтакте

Back to Top