Португалия

Португалия

 

1. Законодательное регулирование медиации и влияние Европейского законодательства (если применимо). Основным актом, регулирующим медиацию в Португалии, является Закон 29/2013 от 19 апреля 2013 г., который устанавливает общие принципы применения медиации, правовой статус гражданской и коммерческой медиации, медиаторов и государственной медиации. Также отдельные нормы о медиации присутствуют в гражданском процессуальном законодательстве. Еще до принятия отдельного закона о медиации в ст. 1248 Гражданского кодекса содержались нормы о договорах об урегулировании споров, в соответствии с которыми стороны разрешают споры на основании взаимных уступок.

После принятия Европейской директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров, Португалия в целях трансформации требований Директивы в национальное законодательство приняла необходимые поправки. В соответствии со ст. 79 Закона № 29/2009 от 29 июня 2009 г. (который, однако, являлся комплексным и был посвящен совсем другим вопросам, а не медиации), были внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс (ГПК), установившие отдельные нормы о медиации: а) о досудебной медиации и приостановлении течения сроков исковой давности; б) о подтверждении судом медиативных соглашений, достигнутых при медиации до суда; в) о конфиденциальности и приостановлении судебного разбирательства. Однако указанные нормы были позднее заменены нормами специального Закона о медиации 29/2013 г. Сейчас ст. 273 ГПК является основной нормой, дополняющей нормы Закона 29/2013.

Кроме того, нормы о системе государственной медиации (то есть осуществляемой государственными органами) присутствуют в законодательстве о мировых судах (рассматривающих «малые иски»): Закон о мировых судах № 78/2001 от 13 июля 2001 г. с поправками, внесенными Законом 54/2013, Регламент № 1112/2005 о правилах процедуры Службы медиации при мировых судах от 28 октября 2005 г., Приказ № 22312/2005 о вознаграждении медиаторов от 26 октября 2005 г и др. Система медиации при указанных судах, созданная данными актами, стала в последующем основой для развития медиации в стране в целом.

Медиация в уголовных делах регулируется отдельным законом № 21/2007 (принятым на основании ст. 10 Рамочного решения Совета от 15 марта 2007 г. о положении жертвы в уголовном процессе) и имеет свою специфику, однако подробности ее проведения в настоящем обзоре не рассматриваются.

2. Определение медиации. Согласно ст. 2 Закона 29/2013, медиация – это способ альтернативного разрешения споров, выполняемый государственным или частным лицом, в ходе которого две или более стороны конфликта добровольно стараются достичь соглашения при содействии медиатора. При этом медиатор описывается как «нейтральное, независимое и беспристрастное третье лицо, у которого отсутствуют полномочия наложить на стороны обязывающее их решение».

3. Сферы применения медиации. В настоящее время основными сферами применения медиации являются споры по «малым искам», семейные, трудовые споры и уголовные дела.

4. Добровольность участия в медиации, влияние медиативной оговорки. Медиация является полностью добровольной процедурой, не предусматривающей какие-либо варианты для ее принудительного начала. Даже в случае наличия в договоре сторон медиативной оговорки, отсутствуют нормы, ограничивающие рассмотрение дела судом до выполнения обязательств по проведению медиации. Хотя в принципе судья вправе принять во внимание нарушение стороной медиативной оговорки, до настоящего времени отсутствует какая-либо судебная практика, связанная с рассмотрением вопроса обязательности медиативной оговорки и последствий ее нарушения.
Действующим законодательством установлено, что при проведении медиации в системе уголовной медиации или мировых судов стороны обязаны лично присутствовать на процедуре.

5. Последствия отказа от медиации, стимулирование применения медиации. Каких-либо санкций за отказ от участия в процедуре медиации законодательством не предусмотрено. Однако существует несколько норм относительно распределения судебных расходов в случае обращения к АРС. Так, ст. 533 (4), (5) Закона 41/2013 устанавливают, что в случае, если у истца имеется возможность применения АРС до обращения в суд, однако он не использует ее (не по вине другой стороны), на истца в любом случае возлагаются его судебные расходы.

6. Участие государства в организации медиативной помощи, покрытие расходов на медиацию в рамках бесплатной юридической помощи, в рамках юридического страхования. Расходы на медиацию не покрываются программами бесплатной юридической помощи. Однако нормативно закреплены тарифы на медиативные услуги, оказываемые медиаторами в рамках государственных систем медиации: в системе медиации при мировых судах, системе семейной медиации, системе медиации на рабочем месте, системе уголовной медиации (в последней сфере медиация проводится бесплатно).

7. Правовое регулирование процедуры (процесса) медиации, влияние на сроки исковой давности. Законодательство о медиации регулирует только общие аспекты медиации, но не проведение самой процедуры. Вопросы проведения процедуры регулируются соглашением сторон и медиатора.

Медиатор вправе делать предложения по возможному урегулированию спора, если стороны его об этом попросят – это следует из того, что в португальском законодательстве отсутствуют нормы, запрещающие медиатору выступать с предложениями об урегулировании. Следует отметить, что ст. 26 Закона о медиации предписывает медиатору обязанность действовать в соответствии с нормами Европейского Кодекса поведения медиаторов.

Сроки исковой давности приостанавливаются на время проведения медиации с момента заключения соглашения о проведении медиации до даты ее прекращения (ст. 13 Закона 29/2013). Так же, в связи с проведением медиации, может быть отложено судебное разбирательство сроком до 3 месяцев при условии, что не будет отложено последнее слушание (ст. 533).

8. Медиация как часть правовой системы, взаимодействие института медиации с судами. С момента принятия Закона о медиации в 2013 г. медиация стала полноправной частью правовой системы Португалии. В судах, рассматривающих так называемые «малые иски» (мировые суды), процедура медиации предлагается как возможная альтернатива судебному разбирательству. Так же как система медиации при мировом суде, существуют система семейной медиации, система медиации на рабочем месте, система уголовной медиации. Значительную роль в развитии медиации в Испании играет Офис по альтернативному разрешению споров, представляющий собой отделение Министерства юстиции.

9. Полномочия суда по поддержке и продвижению медиации. Судья вправе на любом этапе разбирательства (по гражданскому и коммерческому делу) предложить сторонам попытаться урегулировать спор с помощью процедуры медиации и сразу передать дело на медиацию, однако стороны вправе отказаться в силу добровольности процедуры (ст. 273, 533 ГПК).

10. Наличие судебной медиации (медиации, осуществляемой судьями). Медиация судьями не проводится.

11. Регулирование конфиденциальности. В соответствии со ст. 5 Закона 29/2013, медиация является конфиденциальной процедурой. Исключением из конфиденциальности являются случаи, обусловленные интересами государственной политики.

12. Исполнение медиативных соглашений. Медиативное соглашение является контрактом сторон. Медиативное соглашение может быть исполнено принудительно при определенных условиях:
1) в соответствии со ст. 703 ГПК, если должник подписал соглашение, которое конституирует или признает имущественное обязательство;
2) если соглашение подтверждено судьей в порядке, установленном ст. 290 ГПК;
3) при выполнении нескольких определенных условий в соответствии со ст. 9 Закона о медиации:

  • если законом не предусмотрено признание подобного соглашения судом;
  • если стороны соглашения имеют юридические права по исполнению такого соглашения;
  • если медиация была проведена в соответствии с законом;
  • если положения соглашения не нарушают публичный порядок;
  • если медиатор состоит в реестре медиаторов Министерства юстиции (иностранный медиатор не может состоять в реестре, и, соответственно, заключенное при его посредничестве медиативное соглашение не может автоматически получить возможность принудительного исполнения).

13. Система подготовки, аккредитации/сертификации медиаторов, регулирование допуска к медиативной практике. В настоящее время профессия медиатора законодательством не защищается, соответственно, в принципе, любое лицо может называть себя медиатором, а отношения медиатора со сторонами, в том числе требования к медиатору в этой части, регулируются соглашением. Таким образом, в целом требования к медиаторам устанавливаются рынком. При этом существующее законодательство определенным образом регулирует допуск к медиативной деятельности: введены минимальные стандарты длительности обучения медиаторов – 40 часов базовой начальной подготовки и 150 часов специализации в семейной, трудовой или уголовной сферах. При этом общая длительность обучения должна быть 190 часов.

Министерство юстиции аккредитует организации, занимающиеся образованием медиаторов, путем аккредитации их программ подготовки медиаторов. Аккредитованная министерством организация по окончании обучения автоматически аккредитует всех выпустившихся медиаторов. При этом аккредитованная министерством организация самостоятельно определяет содержание программ и требования к аккредитации медиаторов. Некоторые организации настаивают на необходимости включения в процедуру итоговой аттестации письменного экзамена или научной работы, либо введения системы оценивания практических умений медиатора.

К медиаторам, осуществляющим свою деятельность в государственных службах медиации, установлены конкретные требования, в том числе, обязательное обучение по аккредитованной образовательной программе. Например, к медиаторам при судах по «малым искам» установлены конкретные требования: возраст не моложе 25 лет, наличие высшего образования и прохождение обучения по аккредитованной образовательной программе по медиации.

Таким образом, в Португалии отсутствует государственная система аккредитации частных медиаторов, но условно существует система аккредитации в сфере государственной медиации. Информация обо всех медиаторах, работающих в системе медиации при мировых судах и иных государственных системах медиации, размещена в реестре Министерства юстиции. Также существует национальная сертификация, осуществляемая негосударственным институтом ICFML, совмещающая национальную сертификацию с сертификацией Международного института медиации (IMI).

Особых требований к организационно-правовой форме организаций − провайдеров медиативных услуг не установлено. Большинство провайдеров – это ассоциации, партнерства и частные компании. Медиаторами также могут быть независимые физические лица.

14. Контроль качества подготовки. В настоящее время вопросами контроля качества подготовки медиаторов занимаются сами организации, проводящие их обучение.

15. Контроль качества оказываемых медиативных услуг. В настоящее время государственная система контроля качества оказания медиативных услуг действует в системе государственной медиации через соответствующие службы медиации. Частные организации медиаторов устанавливают собственные правила контроля качества услуг, оказываемых членами таких организаций.

16. Юридическое сопровождение в медиации, обучение юристов в сфере медиации. Вопрос участия юристов в медиации решается сторонами индивидуально, предписывающих норм в этом отношении не предусмотрено. Ст. 95 и 106 Правил ассоциации адвокатов Португалии устанавливают нормы, косвенно побуждающие адвокатов консультировать своих клиентов по вопросам альтернативного урегулирования споров, а также стимулирующие сотрудничество адвокатов в целях избегания ненужных споров.

Примечания

Информация настоящего раздела о национальном регулировании медиации основана на данных, опубликованных в нескольких специализированных изданиях, а также заимствованных из открытых источников, доступных в сети Интернет (Например, открытая база юридических данных по более чем 70 странам http://www.mondaq.com/about.asp; раздел о медиации в ЕС на портале электронного правосудия https://e-justice.europa.eu/content_mediation_in_member_states-64-en.do и др.).

Перечень специализированных изданий:

  1. Mediation: Principles and Regulation in Comparative Perspective / Eds. by K.J. Hopt, F.Steffek. Oxford University Press, 2013.
  2. Commercial mediation – a comparative review // Linklaters LLP, 2013.
  3. Исследование для Комитета Европейского Парламента по правовым вопросам: «Rebooting» the mediation directive. Assessing the limited impact of its implementation and proposing measures to increase the number of mediations in the EU / Eds. by G. De Palo, L. D’Urso, M. Trevor, B. Branon, R. Canessa, B. Cawyer, L.R. Florence // European Parliament, manuscript, 2014.
  4. The Variegated Landscape of Mediation: A Comparative Study of Mediation Regulation and Practices in Europe and the World / Eds. by M. Schonewille, F. Schonewille. Eleven International Publishing, 2014.

Для удобства изложения информации в дальнейшем используются следующие термины и сокращения:

  • АРС – альтернативное разрешение споров, альтернативные методы (способы) разрешения споров;
  • ГПК – Гражданский процессуальный кодекс (соответствующей рассматриваемой юрисдикции);
  • внутренние споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) внутри одного государства;
  • трансграничные споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) в разных государствах. Для стран – членов ЕС термин «трансграничный спор» применяется в значении, установленном ст. 1 Европейской Директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров;
  • внутренняя медиация – медиация как метод урегулирования внутренних споров;
  • трансграничная медиация – медиация как метод урегулирования трансграничных споров.
© ФГБУ «ФИМ».
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать Вконтакте

Back to Top