Польша

 

1. Законодательное регулирование медиации и влияние Европейского законодательства (если применимо). Институт медиации в польском законодательстве появился сравнительно давно. Медиация как способ урегулирования споров между союзами работников и работодателей указана в Законе об урегулировании коллективных споров от 23 мая 1991 г.

В уголовных делах медиация введена Уголовным процессуальным кодексом от 6 июля 1997 г. сначала в отношении взрослых нарушителей, а с 2000 г. – в отношении несовершеннолетних правонарушителей. В этой сфере приняты также специальные указы Министерства юстиции от 13 июня 2003 г., регулирующие проведение процедуры медиации. В административном разбирательстве медиация действует с 1 января 2004 г. в соответствии с Законом о процедурах перед административными судами от 30 сентября 2002 г. (ст. 115-118).

В Польше законодательство о гражданской медиации было внесено путем принятия поправок в гражданский процессуальный кодекс от 28 июля 2005 г. (далее: ГПК), когда были введены специальные нормы о медиации – ст. 183-1 – 183-15 ГПК. Норма о перерыве срока исковой давности по причине медиации также содержится в Гражданском кодексе. Постановлением Министерства юстиции от 30 ноября 2005 г. (Dz.U. 2005.239, 2005) установлены лимиты на расходы по проведению медиации и гонорары для медиации, проводимых по направлению суда, по отдельным категориям дел.

После принятия Европейской директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров в польское гражданское процессуальное законодательство были внесены поправки, упрощающие процесс утверждения медиативных соглашений, которые достигаются на медиации, проводимой по направлению суда. Законодательство о медиации применяется одинаково как к трансграничным, так и внутренним спорам.

2. Определение медиации. В польском законодательстве отсутствует определение медиации.

3. Сферы применения медиации. В целом медиация применяется для урегулирования широкого круга споров: коммерческих, трудовых, семейных и иных гражданско-правовых споров, уголовных дел (в том числе с участием несовершеннолетних правонарушителей), коллективных исков и вопросов административного судопроизводства.

Медиация в уголовных делах имеет свою специфику, а детали ее проведения регулируются отдельными указами и не рассматриваются в настоящем обзоре. Также из-за особой специфики не рассматривается институт медиации в потребительской сфере, регулируемый отдельными нормами (в частности, ст. 36 Закона о Торговой инспекции от 15 декабря 2000), и в административном разбирательстве (ст. 115-118 Закона о процедурах перед административными судами).

4. Добровольность участия в медиации, влияние медиативной оговорки. Медиация в соответствии с польским законодательством является полностью добровольной процедурой, которая может быть начата только по инициативе сторон. Между тем, наличие медиативной оговорки в договоре, в соответствии со ст. 202 ГПК, дает ответчику право заявить о возражении против судебного разбирательства до попытки урегулировать спор с помощью медиации. В таком случае суд обязан приостановить разбирательство и направить стороны на медиацию.

5. Последствия отказа от медиации, стимулирование применения медиации. Польским законодательством установлена возможность негативных последствий для сторон в случае их отказа от проведения медиации (однако судебная практика пока отсутствует):

− в соответствии со ст. 103 (1) и (2) ГПК на сторону, которая «ненадлежащим образом или очевидно неправильно себя ведет», могут быть возложены судебные расходы. В частности, в том случае, если сторона необоснованно уклоняется от участия в процедуре, хотя ранее она дала согласие на медиацию;
− считается, что суд вправе воспользоваться возможностью применить меры принудительного характера по исполнению соглашения о проведении медиации / медиативной оговорки, в соответствии со ст. 1050 (1) ГПК, в случае, когда исполнение обязательства должником возможно только им самим и зависит от его воли. По запросу кредитора суд вправе установить крайний срок для выполнения обязательства должником под угрозой судебного штрафа за невыполнение.

Также законодательством установлено положительное стимулирование обращения к процедуре медиации: в случае достижения медиативного соглашения во время судебного разбирательства суд возвращает стороне ¾ судебной пошлины, уплаченной при подаче иска (ст. 79 Закона судебных пошлинах в гражданских делах от 2005 г.).

6. Участие государства в организации медиативной помощи, покрытие расходов на медиацию в рамках бесплатной юридической помощи, в рамках юридического страхования. Расходы на проведение процедуры медиации не покрываются из государственной программы бесплатной юридической помощи.

Государством установлено регулирование тарифов на медиативные услуги для медиаций, проводимых по направлению суда. Постановлением Министерства юстиции от 30 ноября 2005 г. по некоторым гражданским спорам установлены лимиты на медиативные расходы и гонорары медиаторов: в частности, стоимость медиации определяется как 1% от стоимости спора, но не менее 30 злотых (8 евро) и не более 1000 злотых (250 евро).

7. Правовое регулирование процедуры (процесса) медиации, влияние на сроки исковой давности. Гражданский процессуальный кодекс устанавливает только общие нормы в отношении процедуры медиации, не регулируя сам процесс ее проведения. В частности, законом регулируются вопросы добровольности, конфиденциальности, беспристрастности медиатора, организационные правила начала медиации, принудительного исполнения медиативных соглашений, а также правила по ведению документов. В целом сам процесс медиации регулируется соглашением сторон и медиатора, а также правилами процедуры медиации, принятыми организацией медиаторов.

В законодательстве отсутствуют нормы, запрещающие медиатору делать не обязывающие предложения о возможном урегулировании спора, соответственно медиатор вправе выступить с таким предложением, если стороны попросят его об этом (хотя многие медиаторы в Польше такое предложение считают вероятным нарушением нейтральности медиатора). Ст. 183-12 ГПК установлены обязанности медиатора по ведению протокола медиации.

С началом проведения процедуры медиации (фиксируется протоколом медиатора) сроки исковой давности прерываются (п. 2-3 ст. 123 (1), ст. 125(1) Гражданского кодекса). Это означает, что после прекращения медиации, сроки исковой давности начинают отсчитываться заново.

8. Медиация как часть правовой системы, взаимодействие института медиации с судами. С момента введения института медиации в Гражданский процессуальный кодекс в 2005 г. медиация стала частью правовой системы Польши. Наблюдается сотрудничество между медиацией и судебной системой, а также иными юрисдикционными органами. В 2005 г. был учрежден Гражданский совет по АРС (консультативный орган при Министерстве юстиции), который с момента основания играет важную роль в продвижении идей медиации и связи между правительством, судебной системы и медиативным сообществом. Ярким примером сотрудничества является открытие офисов координаторов по медиации в каждом региональном суде, 8 апелляционных судах и 6 районных судах. Целью деятельности таких координаторов (это действующие судьи) является налаживание контактов и сотрудничества с медиаторами, организация встреч, обсуждение с медиаторами трудностей, возникающих в ходе интеграции и проведения медиации.

Кроме того, медиация в Польше имеет сходство с примирительной процедурой, проводимой судьей, в соответствии со ст. 184-186 ГПК на основании запроса сторон. Примирительная процедура также может закончиться заключением соглашения.

9. Полномочия суда по поддержке и продвижению медиации. В соответствии с гражданским процессуальным законодательством судья вправе направить на медиацию любые гражданские дела, включая семейные, трудовые и коммерческие споры, если по ним возможно заключение соглашение сторон (ст. 10 ГПК). Это может происходить как по инициативе одной из сторон, так и по инициативе суда (пар 2 ст. 183-1 ГПК), и в таком случае суд издает приказ о проведении медиации. Обе стороны также вправе ходатайствовать о проведении медиации. Стороны вправе ходатайствовать о медиации на любом этапе проведения разбирательства, в то время как суд вправе инициировать (направить на) медиацию только в течение первого слушания (п. 1 ст. 183-8 ГПК). Стороны (сторона) спора вправе возразить против направления на медиацию в течение одной недели после соответствующего приказа суда (ст. 183-13 ГПК).

Особые нормы (п. 1 ст. 436 ГПК) применяются в отношении семейной медиации. Так, суд вправе предложить медиацию на любом этапе разбирательства по делу о разводе (ст. 445-2 ГПК) и об осуществлении родительских прав (ст. 570-2 ГПК). В случае если стороны не могут сами выбрать медиатора, судья направляет стороны к медиатору, который включен в реестр медиаторов (списки медиаторов направляются в суды негосударственными организациями и университетами: п. 4 ст. 436, ст. 445-2, ст. 570-2 ГПК).

10. Наличие судебной медиации (медиации, осуществляемой судьями). Медиация судьями не проводится, в гражданском процессуальном законодательстве установлен запрет на ведение медиативной деятельности судьями.

11. Регулирование конфиденциальности. В соответствии с параграфом 2 ст. 183-4 ГПК, медиатор обязан сохранять конфиденциальными все сведения, ставшими ему известными в ходе медиации, если стороны не договорятся об ином. При этом медиатор не может быть допрошен судом, за исключением случае, когда стороны освободят его от обязанности конфиденциальности (ст. 251-1 ГПК). Нормы о конфиденциальности также распространяются на протокол медиатора, который он обязан подавать в суд, если медиация проводится по направлению суда.

Кроме того, информация, сообщенная сторонами в ходе медиации, не может в дальнейшем быть использована в судебном разбирательстве и не может быть принята судом (пар. 3 ст. 183-4). В законе, однако, отсутствуют нормы, прямо предписывающие сторонам спора сохранять конфиденциальность информации, полученной в ходе медиации, в связи с чем применяются, по аналогии, правила о конфиденциальности переговоров (ст. 72 Гражданского кодекса).

12. Исполнение медиативных соглашений. Медиативное соглашение является контрактом сторон. Однако в соответствии с параграфом 1 ст. 183-13 и ст. 184-14 суд может одобрить медиативное соглашение (если оно не нарушает установленные законодательные требования), достигнутое на внесудебной медиации, и выдать исполнительный лист, дающий право на принудительное исполнение. Указанная процедура проводится по ходатайству сторон. Медиатор направляет текст медиативного соглашения и протокол медиации в суд. При этом взимается фиксированный сбор в размере 50 злотых (12 евро). Также в соответствии с поправками в ГПК от 16 сентября 2011 г., в случае достижения медиативного соглашения по медиации по направлению суда, оно может быть утверждено судом без дополнительных ходатайств сторон.

13. Система подготовки, аккредитации/сертификации медиаторов, регулирование допуска к медиативной практике. Профессия и звание «медиатор» польским правом не защищается. В национальном законодательстве Польши также отсутствуют нормы об аккредитации медиаторов. Вопросами аккредитации занимаются отдельные организации медиаторов. Однако Гражданский совет по АРС принял ряд рекомендательных документов:

  • Стандарты проведения медиации от 26 июня 2006 г.;
  • Стандарты по подготовке медиаторов от 29 октября 2007 г., которые установили рекомендуемую длительность обучения (40 часов), а также методологию преподавания и темы, необходимые для изучения. Для отдельных сфер, таких как трудовая, коммерческая, уголовная медиация, рекомендовано специальное обучение. Указанные стандарты являются рекомендуемыми, а не обязательными для образовательных организаций в сфере медиации и, соответственно, выступают своего рода ориентиром или руководством;
  • Кодекс этики польских медиаторов от 19 мая 2008 г.

Кроме того, параграфом 3 ст. 183-2 ГПК установлено, что представлять в суды списки медиаторов имеют право только негосударственные организации и университеты (и никакие другие лица, в том числе индивидуальные). Понятие негосударственных организаций при этом является достаточно широким, а состав медиаторов, указываемых в списке, определяется полностью на усмотрение организации.

Медиатором в гражданских спорах, за исключением семейных, может быть любое лицо, обладающее полной дееспособностью и правоспособностью (ст. 183-2). Действующие судьи в соответствии с п. 2 ст. 183-2 ГПК не вправе выступать в роли медиаторов (судьи в отставке могут быть медиаторами). К медиаторам в семейной медиации установлены более строгие требования (параграф 4 ст. 436 ГПК):

  • наличие профессионального образования в области психологии, образования, социологии или права;
  • обладание знаниями в сфере урегулирования споров.

Особые требования применяются также к медиаторам в уголовных делах (установлены специальными указами Министерства юстиции).
Необходимо отметить, что многие польские школы права, а также все профессиональные ассоциации адвокатов в своих программах подготовки имеют отдельные дисциплины о медиации. Обучение медиации также включено в учебные программы судей и прокуроров в Национальной школе судебных органов и государственных прокуроров.

14. Контроль качества подготовки. Вопросами контроля качества подготовки медиаторов занимаются сами образовательные организации в сфере медиации, а также организации медиаторов, аккредитующие своих медиаторов.

15. Контроль качества оказываемых медиативных услуг. В настоящее время различные организации медиаторов имеют собственные правила аккредитации/сертификации, а также стандарты, в том числе предусматривающие обязательность повышения квалификации. Государством не установлены какие-либо особые процедуры контроля медиаторов и привлечения их к ответственности.

16. Юридическое сопровождение в медиации, обучение юристов в сфере медиации. Участие адвокатов на процедуре медиации определяется сторонами самостоятельно, каких-либо законодательных предписаний на этот счет не имеется. Также отсутствуют нормы, предписывающие сторонам спора принимать участие в процедуре медиации лично. Соответственно, адвокаты могут выступать в роли представителей, без непосредственного участия сторон.

Следует отметить ст. 27 Кодекса профессионального поведения юридического советника от 10 января 2007 г., которая предписывает юридическим консультантам информировать клиентов о возможности проведения медиации в целях урегулирования спора, если это отвечает интересам клиента. Схожие правила применяются к адвокатам в соответствии со ст. 44 Кодекса адвокатской этики от 19 ноября 2011 г.

Примечания

Информация настоящего раздела о национальном регулировании медиации основана на данных, опубликованных в нескольких специализированных изданиях, а также заимствованных из открытых источников, доступных в сети Интернет (Например, открытая база юридических данных по более чем 70 странам http://www.mondaq.com/about.asp; раздел о медиации в ЕС на портале электронного правосудия https://e-justice.europa.eu/content_mediation_in_member_states-64-en.do и др.).

Перечень специализированных изданий:

  1. Mediation: Principles and Regulation in Comparative Perspective / Eds. by K.J. Hopt, F.Steffek. Oxford University Press, 2013.
  2. Commercial mediation – a comparative review // Linklaters LLP, 2013.
  3. Исследование для Комитета Европейского Парламента по правовым вопросам: «Rebooting» the mediation directive. Assessing the limited impact of its implementation and proposing measures to increase the number of mediations in the EU / Eds. by G. De Palo, L. D’Urso, M. Trevor, B. Branon, R. Canessa, B. Cawyer, L.R. Florence // European Parliament, manuscript, 2014.
  4. The Variegated Landscape of Mediation: A Comparative Study of Mediation Regulation and Practices in Europe and the World / Eds. by M. Schonewille, F. Schonewille. Eleven International Publishing, 2014.

Для удобства изложения информации в дальнейшем используются следующие термины и сокращения:

  • АРС – альтернативное разрешение споров, альтернативные методы (способы) разрешения споров;
  • ГПК – Гражданский процессуальный кодекс (соответствующей рассматриваемой юрисдикции);
  • внутренние споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) внутри одного государства;
  • трансграничные споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) в разных государствах. Для стран – членов ЕС термин «трансграничный спор» применяется в значении, установленном ст. 1 Европейской Директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров;
  • внутренняя медиация – медиация как метод урегулирования внутренних споров;
  • трансграничная медиация – медиация как метод урегулирования трансграничных споров.
© ФГБУ «ФИМ».
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать Вконтакте

Back to Top