Норвегия

 

1. Законодательное регулирование медиации и влияние Европейского законодательства (если применимо). Правовую основу медиации в современном ее понимании составляет Закон о медиации и судебном процессе в гражданских спорах от 17 июня 2005 г № 90 (далее: Закон о спорах, ЗС), который является актом гражданского процессуального законодательства. Часть I этого закона устанавливает общие правила и требования в отношении гражданского процесса, в то время как в Части II (главы 5-8) получили развитие нормы об альтернативном урегулировании споров. Так, главы 5 и 7 (о внесудебной медиации) регулируют отношения до начала судебного процесса; глава 6 регулирует арбитражный (третейский) процесс, проводимый Согласительной комиссией; глава 8 регулирует традиционную для Норвегии согласительную процедуру и судебную медиацию. Также важную роль играют Дополнительные правила к Закону о спорах № 1605 от 28 декабря 2007 г., которыми урегулированы такие вопросы, как компенсация расходов сторон, финансовые гарантии, выбор и квалификация медиаторов (ст. 4-9 гл. 2).

В сфере семейного права нормы о медиации содержатся в Законе о детях, Законе о браке, а также в Руководстве по медиации к указанным законам. Руководство было издано Министерством по вопросам детей и равенства, содержит информацию о содержании и целях семейной медиации, квалификации медиаторов, месте проведения медиации, процедуре медиации, расходах и пр. (Особое внимание следует уделять документам, сопровождающим принятые в Норвегии законы, так как в этой стране подобные документы используются как важный источник для толкования права).
Европейская директива № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров не распространяется на Норвегию, так как эта страна не является членом ЕС.

2. Определение медиации. Норвежское законодательство не содержит прямого определения медиации. Однако гражданское процессуальное законодательство (Закон о спорах) содержит сразу три процедуры, которые можно определить, как различные формы медиации: Mekling (далее по тексту: «согласительная процедура») (гл. 8-2), Rettsmekling (далее по тексту: судебная медиация) (гл. 8-3 – 8-7) и Utenrettslig Mekling (далее по тексту: внесудебная медиация) (гл. 7).

3. Сферы применения медиации. Для разрешения гражданских споров применяются различные формы медиации. При этом медиация применяется только в тех спорах, где присутствуют диспозитивные правоотношения, то есть стороны свободны в принятии своих решений (таким образом, исключаются споры в связи с наложением обязательных административных мер, которые в норвежском праве относятся к гражданским спорам).

С 1980-х годов медиация также используется в рамках деятельности согласительных комиссий (Konfliktradene), которые в уголовном праве ведут альтернативные традиционным процедуры с участием несовершеннолетних правонарушителей. В данной сфере принят Закон о примирительных комиссиях от 15 марта 1991 г.

Кроме того, медиация применяется как обязательная процедура в соответствии с Законом о детях (по делам об опеке и общении с детьми, о разводе при наличии детей до 16 лет), а также как возможный вариант урегулирования в соответствии с Законом о браке. При этом с 2007 г. обязательным является участие в медиации в течение 1 (одного) часа с возможностью продления на 3 часа, если вероятно достижение соглашения. Регулирование семейной медиации и медиации в уголовных делах в Норвегии имеет особую специфику и не рассматривается в настоящей работе.

4. Добровольность участия в медиации, влияние медиативной оговорки. Внесудебная медиация является добровольной процедурой. Суд вправе предложить или направить стороны на судебную медиацию либо согласительную процедуру. В случае наличия медиативной оговорки (соглашения о применении медиации), когда сторона обращается в суд, не пытаясь использовать медиацию, на такую сторону могут быть наложены штрафные санкции [гл. 20-2(3) (b), 20-4(c)]. Однако суд не может принудить стороны участвовать в процедуре медиации. Важно отметить, что, по общему правилу, судебному слушанию всегда предшествует процедура урегулирования спора через согласительную комиссию [(гл. 6-2(2) (b)], при этом стороны спора вправе заменить эту процедуру на внесудебную медиацию.

В потребительской сфере заключение соглашения о применении медиации до возникновения спора (медиативная оговорка) не имеет обязательной силы [гл. 7-1(1)].

5. Последствия отказа от медиации, стимулирование применения медиации. Следует отметить правило, согласно которому в случае пропуска стороной встречи в рамках судебной медиации, на такую сторону могут быть в большей мере возложены судебные расходы [гл. 20-4(с)]. Аналогичное правило, когда на сторону могут быть наложены судебные расходы, действует в случае отказа от участия в медиации, если имеется медиативная оговорка или соглашение о применении медиации [гл. 20-2(3) (b), 20-4(c)]. Каких-либо иных негативных санкций в случае отказа от участия в медиации законом не установлено.

6. Участие государства в организации медиативной помощи, покрытие расходов на медиацию в рамках бесплатной юридической помощи, в рамках юридического страхования. В случае проведения медиации судьей-медиатором, услуги медиации не подлежат отдельной оплате, так как оказываются судьей в рамках его должностных обязанностей [гл. 8-4(3)]. Размер оплаты в иных случаях, если судебная медиация проводится не судьей, а также при оказании услуг помощником медиатора в рамках судебной медиации, определяется судом [гл. 8-4(3)], исходя из размеров компенсаций, представляемых при оказании бесплатной юридической помощи. Суд, стороны и медиатор, однако, могут согласовать иные размеры вознаграждения [гл. 8-4(3)]. Как правило, суды самостоятельно несут расходы, связанные с проведением судебной медиации. В случае внесудебной медиации, если стороны выбирают в качестве медиатора лицо из числа судебных медиаторов, стороны и медиатор могут запросить суд определить размер вознаграждения медиатора.

7. Правовое регулирование процедуры (процесса) медиации, влияние на сроки исковой давности. Согласительная процедура представляет собой традиционную форму переговоров между сторонами и является частью урегулирования споров в рамках деятельности согласительной комиссии (Forliksradsmekling) или суда (Ordinaer Mekling). Согласительная процедура может осуществляться как во время судебного разбирательства, так и вне судебного процесса. Такая согласительная процедура не может проходить в формате раздельных встреч и/или сопровождаться односторонней передачей конфиденциальной информации. Суд или согласительная комиссия не могут предлагать решения, рекомендации или делать оценку, которая могла бы поставить под вопрос конфиденциальность (гл. 8-2, 6-8 Закона о спорах). Суд или согласительная комиссия, проводящие согласительную процедуру, в случае недостижения соглашения в том же составе выносят решение по спору.

Судебная медиация представляет собой более классический вариант медиации, в котором медиатор содействует в достижении взаимоприемлемого решения на основе интересов сторон. Однако в рамках этого процесса медиатор может с осторожностью выдвигать предложения об урегулировании спора, разъяснять сторонам сильные и слабые стороны юридических или фактических аргументов, приводимых сторонами (гл. 8-5). В ходе судебной медиации возможно проведение раздельных встреч, а также обмен информацией между одной из сторон и медиатором. В случае недостижения соглашения медиатор не выносит решения по спору (гл. 8-7). Судебная медиация, как правило, проводится судьями, хотя, в принципе, стороны могут выбрать в качестве судебного медиатора иное квалифицированное лицо, в том числе внешнего медиатора [гл. 8-4(1)]. Личное участие сторон в процедуре является обязательным [гл. 8-5(2)]. Во время процедуры медиатор в обязательном порядке ведет записи (в том числе, может по запросу сторон зафиксировать соглашение) [гл. 8-5(5)], на которые распространяется режим конфиденциальности (гл. 8-6).

Внесудебная медиация представляет собой полностью добровольную процедуру, которая проводится на основе письменного соглашения сторон. К процедуре применяются правила, установленные в главе 7. Так, регулируется порядок заключения и содержание медиативного соглашения, порядок выбора медиатора и оплаты его услуг, а также общие правила по проведению процедуры. Такая медиация может быть начата, приостановлена или прекращена в любое время (гл. 7-1). Медиатор выбирается сторонами, либо по запросу сторон он может быть назначен районным судом из числа медиаторов, одобренных судом и внесенных в реестр (гл. 7-2). Стороны самостоятельно определяют, каким образом будет проводиться медиация.

Также возможно проведение медиации на принципах, установленных для судебной медиации (гл. 7-3). Медиатор может свободно предлагать варианты решений, а также указывать на сильные и слабые стороны аргументов сторон [гл. 7-3(3)]. Таким образом, в этой модели медиации медиатор придерживается оценочного подхода. Кроме того, во внесудебной медиации личное участие сторон не является обязательным. Медиатор в случае проведения внесудебной медиации также обязан надлежащим образом вести записи (документы), связанные с процедурой (гл. 7-3(4) ЗС). В случае нарушения обязанностей медиатора к нему применяются общие нормы законодательства об ответственности; отдельных правил для медиаторов не установлено.

В отношении сроков исковой давности норвежское законодательство не устанавливает каких-либо особых правил в связи с проведением процедуры медиации. Таким образом, в случае внесудебной медиации сроки исковой давности продолжают течь. В случае судебной медиации, так как иск уже принят к рассмотрению судом, сроки исковой давности исчисляются в соответствии с общими нормами о сроках давности при рассмотрении дела судом (гл. 18-1).

8. Медиация как часть правовой системы, взаимодействие института медиации с судами. Институт медиации в Норвегии имеет давнюю историю и особую специфику, обусловленную наличием особых традиционных форм урегулирования споров в рамках Согласительных комиссий, которые используют процедуры, во многом схожие с медиацией. Досудебное рассмотрение спора Согласительной комиссией является обязательным, однако стороны могут обратиться к медиации и в качестве альтернативы. Наличие специального закона, регулирующего одновременно гражданский судебный процесс и медиацию, предопределяет существенную взаимную интеграцию института медиации и суда. В связи со значительным вниманием, уделяемым в Норвегии альтернативным способам урегулирования споров, а также разнообразием их форм, в ряде случаев затруднительно выделить, какие именно процедуры в этой стране следует определять как формы медиации. В настоящем обзоре акцент сделан на так называемой внесудебной и судебной медиации, а также согласительных процедурах.

9. Полномочия суда по поддержке и продвижению медиации. Норвежские суды обязаны на всех этапах разбирательства оценивать, возможно ли и в какой мере дружественное урегулирование спора (гл. 8-1). Судья должен следить, чтобы судебное разбирательство проводилось быстро, экономично и ответственно, а также обязан активно и систематически руководить судебным процессом [гл. 9-4(1), 11(6)]. После получения обоснования ответчика суд занимается подготовкой к судебному заседанию, в рамках которой, в том числе, определяется возможность использования согласительной процедуры или судебной медиации [гл. 9-4(2)(а)]. Согласительная процедура может быть проведена до первого судебного заседания. Для судебной медиации необходимо проведение судебного заседания и вынесение соответствующего определения суда [гл. 8-3(1)]. Законом установлено, что при принятии решения о судебной медиации необходимо учитывать позиции и пожелания сторон, вероятность успеха медиации, баланс сил сторон [гл. 8-3(2), гл. 9-6(1)].

10. Наличие судебной медиации (медиации, осуществляемой судьями). В Норвегии медиация может проводиться судьями в рамках судебной медиации, а также возможно проведение судьей согласительной процедуры. Судья, который проводил медиацию, завершившуюся без урегулирования спора, не может в дальнейшем принимать участие в рассмотрении спора, за исключением случаев, когда стороны направляют соответствующий запрос и при этом сам судья не сочтет свое дальнейшее участие неблагоразумным [гл. 8-7(2)].

11. Регулирование конфиденциальности. Как во внесудебной [гл. 7-3(6)], так и в судебной медиации (гл. 8-6) в отношении сторон, их представителей, медиатора и иных участников медиации действует обязательство о конфиденциальности. В частности, это касается всей информации, документов, признаний и т.п., которые стали известны в ходе медиации: они не могут быть использованы в дальнейших разбирательствах. Гарантия конфиденциальности, однако, не будет распространяться на доказательства, которые могут быть представлены, раскрыты сторонами во время медиации. Медиатор, его помощник, стороны, тем не менее, могут свидетельствовать в суде с целью подтверждения того, что медиативное соглашение отражает реальные договоренности сторон, достигнутые на медиации.

12. Исполнение медиативных соглашений. При проведении внесудебной медиации медиативное соглашение имеет силу договора сторон. При проведении судебной медиации медиативное соглашение может быть принудительно исполнено [гл. 8-5(6), гл. 19-12(1), гл. 19-13(1)], за исключением случаев семейной медиации (ст. 1 (5), 65 Дополнительных правил к Закону о спорах).

13. Система подготовки, аккредитации/сертификации медиаторов, регулирование допуска к медиативной практике. Закон о спорах устанавливает, что медиаторы должны обладать необходимыми профессиональными и личными качествами для проведения судебной и внесудебной медиации (гл. 7-2(2), 8-4(1), (5) ЗС). Ст. 9 Дополнительных правил к ЗС уточняет в отношении судебных медиаторов, что также необходимо владение специальными навыками проведения судебной медиации или наличие схожего опыта, а также наличие специальных знаний и понимание технических особенностей или социальной обстановки (ситуации) в деятельности конкретного суда.

Во всех судах Норвегии, за исключением Верховного суда, ведутся публичные реестры медиаторов, при этом несколько судов также могут вести объединенный реестр медиаторов (гл. 8-4(4) ЗС, ст. 7 Дополнительных правил к ЗС). Из медиаторов, включенных в данный реестр, суд назначает медиаторов для проведения судебной медиации, а по запросу сторон − также назначает медиаторов для проведения внесудебной медиации. Однако суд также вправе с согласия сторон назначить медиатора, не включенного в реестр суда (гл. 8-4(1) ЗС).

За ведение реестра, в том числе за выбор и исключение из реестра медиаторов, отвечает председатель суда. В реестр должно входить такое количество медиаторов, которое в совокупности с имеющимися судьями может обеспечить потребность в медиативных услугах (ст. 8 Дополнительных правил к ЗС).

Отсутствуют строгие правила, которые устанавливали бы, что медиаторы, назначаемые судом, должны быть адвокатами или иными специалистами в области права. Однако на практике количество назначаемых судом медиаторов − не юристов довольно ограничено. В отношении образования медиаторов (как внесудебных, так и судебных) также установлены определенные правила. Для судей проводятся двухдневные курсы по медиации, данное обучение является обязательным для всех судей, вступающих в должность. Для молодых адвокатов проводятся однодневные курсы по медиации в рамках стажировки. Дальнейшее обучение по медиации является добровольным.

14. Контроль качества подготовки. Единые государственные требования к подготовке медиаторов и меры по контролю качества подготовки медиаторов не установлены. Отдельные норвежские суды в рамках развития судебной медиации устанавливают собственные требования к подготовке судей-медиаторов.

15. Контроль качества оказываемых медиативных услуг. В Норвегии не установлены единые правила контроля качества оказываемых медиативных услуг. Большую роль в осуществлении контроля качества медиативных услуг играют суды. Председатели судов в случае выявления несоответствия лица требованиям, предъявляемым к медиаторам, вправе исключить это лицо из реестра суда.

16. Юридическое сопровождение в медиации, обучение юристов в сфере медиации. Вопрос об участии адвокатов в медиации решается на усмотрение сторон. В настоящее время также отсутствуют нормы, которые устанавливали бы обязанность адвокатов информировать клиентов о возможностях медиации.

Примечания

Информация настоящего раздела о национальном регулировании медиации основана на данных, опубликованных в нескольких специализированных изданиях, а также заимствованных из открытых источников, доступных в сети Интернет (Например, открытая база юридических данных по более чем 70 странам http://www.mondaq.com/about.asp; раздел о медиации в ЕС на портале электронного правосудия https://e-justice.europa.eu/content_mediation_in_member_states-64-en.do и др.).

Перечень специализированных изданий:

  1. Mediation: Principles and Regulation in Comparative Perspective / Eds. by K.J. Hopt, F.Steffek. Oxford University Press, 2013.
  2. Commercial mediation – a comparative review // Linklaters LLP, 2013.
  3. Исследование для Комитета Европейского Парламента по правовым вопросам: «Rebooting» the mediation directive. Assessing the limited impact of its implementation and proposing measures to increase the number of mediations in the EU / Eds. by G. De Palo, L. D’Urso, M. Trevor, B. Branon, R. Canessa, B. Cawyer, L.R. Florence // European Parliament, manuscript, 2014.
  4. The Variegated Landscape of Mediation: A Comparative Study of Mediation Regulation and Practices in Europe and the World / Eds. by M. Schonewille, F. Schonewille. Eleven International Publishing, 2014.

Для удобства изложения информации в дальнейшем используются следующие термины и сокращения:

  • АРС – альтернативное разрешение споров, альтернативные методы (способы) разрешения споров;
  • ГПК – Гражданский процессуальный кодекс (соответствующей рассматриваемой юрисдикции);
  • внутренние споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) внутри одного государства;
  • трансграничные споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) в разных государствах. Для стран – членов ЕС термин «трансграничный спор» применяется в значении, установленном ст. 1 Европейской Директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров;
  • внутренняя медиация – медиация как метод урегулирования внутренних споров;
  • трансграничная медиация – медиация как метод урегулирования трансграничных споров.
© ФГБУ «ФИМ».
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать Вконтакте

Back to Top