Нидерланды

Нидерланды

 

1. Законодательное регулирование медиации и влияние Европейского законодательства (если применимо). В голландском законодательстве отдельные нормы о медиации присутствуют в нескольких законодательных актах – Гражданском, Гражданском процессуальном кодексах, Законе о бесплатной юридической помощи от 1 июля 2009 г. и др. При этом следует учитывать, что отсутствие законодательства о медиации было длительное время сознательной политикой государства, направленной на стимулирование развития частной медиации с помощью имеющихся юридических средств.

В настоящее время в парламенте Нидерландов рассматриваются три законопроекта в отношении медиации (№№ 33722, 33723, 33727; далее вместе: Законопроект о медиации), которые были внесены 3 июня 2014 г. Это уже не первая попытка законодательного регулирования медиации. Впервые Законопроект о медиации (№ 32555) был внесен в Парламент, как имплементация Европейской директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров.

В соответствии с первоначальным проектом планировалось законодательно урегулировать только обязательные требования Европейской директивы и узаконить право судьи предлагать сторонам обращение к медиации на любом этапе судебного разбирательства. Законопроект № 34555 был одобрен Палатой представителей и отклонен Сенатом по причине отсутствия регулирования профессиональных стандартов в сфере медиации. Однако в силу обязательности имплементации Европейской директивы по медиации был разработан и принят новый закон № 33320, который вступил в силу с 15 ноября 2012 г. и в настоящее время регулирует только вопросы трансграничной медиации.

По состоянию на осень 2014 г. в Нидерландах существуют следующие законопроекты о медиации:
1) Закон о содействии использованию медиации в гражданских и коммерческих делах, который предполагает внесение изменений в Гражданский и Гражданский процессуальный кодекс (№ 33723);
2) Закон о содействии использованию медиации в административном праве (№ 33727);
3) Закон о регулировании и повышении качества профессии медиатора (№ 33722).

Планируемое законодательство среди прочего вводит общее правило о направлении судом на медиацию и призывает судью не просто рекомендовать, но направлять стороны на медиацию на любой стадии процесса, если они не пытались применять медиацию до обращения в суд (новая ст. 22а Гражданского процессуального кодекса).

Также заслуживают внимания новые планируемые статьи 111 (абзац f п. 2) и 278 (п. 2) Гражданского процессуального кодекса, которые устанавливают, что адвокат должен ясно дать понять в своем заявлении, пытались ли стороны гражданского спора применить медиацию до обращения в суд. Также сроки исковой давности будут приостановлены на время проведения процедуры медиации.

Кроме того, зарегистрированные медиаторы будут иметь определенные привилегии, такие как доступ к системе электронного судопроизводства, доступ к специальному судье, который может быстро принимать решения, и право воздержаться от дачи показаний в суде. Новое законодательство распространит требования Европейской директивы, которые одинаково будут действовать как в отношении трансграничных, так и внутренних споров.

2. Определение медиации. В строгом смысле слова законодательное определение медиации в Нидерландах отсутствует. Однако необходимо отметить, что в Нидерландах существуют два схожих между собой термина, обозначающих медиацию: mediation и bemiddeling (последнее слово все чаще стало упоминаться в значении, схожем с согласительной/примирительной процедурой, а также используются как более общий термин по сравнению с медиацией). Медиация как «bemiddeling», в соответствии со ст. 1(2) (r) Закона о бесплатной юридической помощи, это процедура урегулирования спора, в которой беспристрастный, квалифицированный посредник проводит посредничество в переговорах между сторонами с целью достижения каждой стороной оптимальных результатов, которые основаны на реальных интересах и являются взаимоприемлемыми.

3. Сферы применения медиации. В Нидерландах с помощью медиации разрешаются споры, связанные с увольнением, разводом и опекой, арендой, конфликты с госорганами и административные споры (в том числе налоговые споры и споры в сфере социального страхования), споры в сфере строительства, соседские споры, коммерческие споры, споры с профсоюзами и пр. При этом медиация в сфере административного права в целом регулируется так же, как и в сфере гражданского права. Медиация также практикуется для урегулирования уголовных дел в рамках восстановительного правосудия, однако в силу особой специфики медиативных процедур в уголовной сфере они не рассматриваются в настоящем обзоре.

4. Добровольность участия в медиации, влияние медиативной оговорки. В настоящее время медиация в целом является добровольной процедурой. Соответствующие разъяснения имеются в судебной практике, включая решение Верховного суда HR от 20 января 2006 г., LJN AU3724. Однако существует вероятность, что в соответствии с рассматриваемым парламентом законопроектом будут введены некоторые элементы обязательной медиации.

Действующим исключением из абсолютной добровольности медиации являются трудовые споры между работниками и работодателями, в частности, при спорах об увольнении. В соответствии со ст. 611 Книги 7 голландского Гражданского кодекса презюмируется, что работодатели и работники должны быть «хорошими» (то есть вести себя надлежащим образом), из чего судьи считают, что стороны трудовых споров должны, по крайней мере, попытаться провести медиацию до обращения в суд.

Медиативная оговорка в настоящее время не является обязательной в рамках имеющейся судебной практики. Однако в соответствии с Законопроектом о медиации планируется новый параграф 2 ст. 22а Гражданского процессуального кодекса, согласно которому действие письменной медиативной оговорки станет обязательным.

5. Последствия отказа от медиации, стимулирование применения медиации. Часто в судебной практике отказ одной из сторон в трудовом споре от попытки медиации или недобросовестная попытка применения медиации расцениваются, как «ненужная эскалация конфликта», что является аргументом в пользу другой, добросовестной, стороны . Необходимо отметить, что в остальном отсутствуют какие-либо нормы, устанавливающие негативные последствия для сторон в случае их отказа от медиации. Однако Законопроектом, возможно, будут введены некоторые меры стимулирования обращения к медиации.

6. Участие государства в организации медиативной помощи, покрытие расходов на медиацию в рамках бесплатной юридической помощи, в рамках юридического страхования. В настоящее время расходы на проведение медиация могут покрываться государственной системой бесплатной юридической помощи, которая предоставляется гражданам на тех же условиях, которые применяются при обращении к адвокату за бесплатной юридической помощью. В таком случае максимальный почасовой гонорар медиатора определяется Советом о юридической помощи. Для участия в программе бесплатной юридической помощи (и регистрации в реестре медиаторов при Совете о юридической помощи) медиатор должен отвечать установленным требованиям, которые схожи с требованиями к адвокатам.

В соответствии с Законопроектом о медиации:

  • планируется, что в системе бесплатной юридической помощи смогут участвовать только медиаторы, зарегистрированные в государственном реестре;
  • в делах о разводе планируется возможность ускоренного прохождения формализованных процедур по более низкой стоимости.

Расходы на проведения медиации также иногда покрываются за счет юридического страхования. Ранее, в рамках проведения правового эксперимента по интеграции медиации также существовала система частичного субсидирования расходов на медиацию по направлению суда.

7. Правовое регулирование процедуры (процесса) медиации, влияние на сроки исковой давности. В настоящее время процедура медиации, за исключением случаев трансграничных споров, не регулируется. Законопроектом о медиации планируется институционализировать медиацию в правовом поле, определив ее место в праве и взаимоотношения с судебным процессом; при этом не планируется регламентировать сам процесс проведения медиации. Вносимые законопроектом изменения (в том числе планируемая ст. 424а Гражданского кодекса), хотя и устанавливают определенный стандарт медиативной практики, одновременно предполагают право сторон и медиатора не применять его.

Сейчас проведение процедуры медиации целиком регламентируется договором между сторонами и медиатором. Особенности трансграничной медиации регулируются соответствующим законом № 33320. Как правило, медиатор не делает предложения об урегулировании споров и воздерживается от высказывания своего мнения каким-либо иным образом, если только стороны не попросят его об этом. Вопрос предложения медиатора, высказывания мнения или рекомендации в основном зависит от стиля, в котором практикует медиатор. Обычно данный аспект проведения процедуры регулируется правилами организации медиаторов.

В отсутствие специального законодательства о медиации (помимо закона, имплементирующего Европейскую директиву), медиация в целом не влияет на течение сроков исковой давности. Однако в соответствии со специальным законом о трансграничной медиации, на время ее проведения течение сроков исковой давности приостанавливается. В случае принятия Законопроекта о медиации сроки исковой давности будут приостанавливаться на время проведения любой медиации.

8. Медиация как часть правовой системы, взаимодействие института медиации с судами. Хотя до принятия отдельного закона о медиации данный институт в целом не является частью правовой системы (помимо Закона об имплементации Европейской директивы о медиации), продвижение и развитие медиации происходит при активном содействии судебной системы, в рамках которой проводятся специальные правовые эксперименты. Кроме того, имеется определенная судебная практика по медиации. В соответствии с Законопроектом о медиации, сотрудничество медиаторов и судей планируется расширить, в том числе через интеграцию института электронного суда, в рамках которого зарегистрированные в госреестре медиаторы смогут напрямую обратиться к судье для консультирования по юридическим вопросам, для вынесения судом необходимых решений, для утверждения медиативных соглашений и пр.

Также следует принимать во внимание, что в Нидерландах институт медиации развивается при существующем институте «обязывающих советов», в рамках которого также привлекается третье лицо для урегулирования споров, однако оно дает сторонам консультацию − обязательный совет, который становится обязывающим для сторон с момента заключения специального итогового соглашения на основе полученного совета.

Интересно также отметить существующую практику урегулирования семейных споров – форенсик-медиацию (forensic mediation), когда судья назначает медиатора как официального эксперта и передает ему перечень вопросов, которые должны быть подняты на медиации. Такая форенсик-медиация представляет собой особую процедуру, значительно отличающуюся от классической медиации.

9. Полномочия суда по поддержке и продвижению медиации. В результате проведения правового эксперимента по интеграции медиации в работу судов в настоящее время все суды Нидерландов (как гражданские, так и административные) применяют систему направления на медиацию. При этом у судей есть право только рекомендовать медиацию, но не обязать в ней участвовать. Однако на сегодняшний день только несколько норм прямо устанавливают право судьи предложить медиацию сторонам спора:
1) ст. 818 Гражданского процессуального кодекса прямо устанавливает право судьи направить стороны к медиатору в деле о разводе для выработки плана действий родителей в отношении детей;
2) в соответствии со ст. 3 закона № 33320, у судьи есть право на любом этапе разбирательства предложить медиацию сторонам трансграничного спора.

Направление на медиацию происходит двумя способами:
− суд предлагает медиацию в письме к сторонам судебного процесса (письменное направление);
− суд предлагает медиацию во время судебного заседания (устное направление).

В случае письменного направления стороны до судебного заседания получат письмо с брошюрой и анкетой для самооценки (таким образом, стороны могут определить, будет ли медиация приемлемым подходом к решению их спора). Если стороны согласны прибегнуть к медиации, судебное дело будет приостановлено на срок до трех месяцев.

В сфере направления на медиацию в суде действует специально уполномоченное лицо, которое несет ответственность за администрирование медиации, являясь первым контактным лицом для сторон по вопросам, касающимся медиации.

10. Наличие судебной медиации (медиации, осуществляемой судьями). Судебная медиация в Нидерландах не применяется, однако судья вправе выступать медиатором при условии, что он:
1) действуют в качестве медиатора по делу, которое даже потенциально не могло бы рассматриваться в суде, где работает этот судья;
2) разъясняют сторонам, что они действуют в данный момент не как судьи.

11. Регулирование конфиденциальности. Требование о конфиденциальности медиации установлено только в отношении трансграничных споров и регулируется законом, имплементирующим Европейскую директиву. Тем же законом установлен свидетельский иммунитет медиатора в отношении сведений относительно трансграничной медиации. Обязательства и гарантии конфиденциальности планируется регламентировать Законопроектом о медиации.

В настоящее время вопросы конфиденциальности процедуры медиации полностью решаются на усмотрение сторон путем включения или невключения оговорок о неразглашении в текст соглашений между сторонами (заключения соглашений о конфиденциальности). В целом наличия специальных оговорок (соглашений) о конфиденциальности достаточно для признания судом обязательств о конфиденциальности и получения свидетельского иммунитета медиатором и, в установленных случаях, сторонами. Данные положения отражены в п. C ст. II, ст. 165 и 1041 Гражданского процессуального кодекса, а гарантии конфиденциальности будут распространяться в той мере, в какой это относится к добровольным правам и обязательствам, согласованным между сторонами.

Исключения из конфиденциальности могут быть основаны на интересах публичного порядка, особенно в случаях, касающихся защиты интересов детей или физического и/или психического здоровья. Другим исключением из конфиденциальности является раскрытие содержания медиативного соглашения в целях его эффективного исполнения.

12. Исполнение медиативных соглашений. На данный момент медиативное соглашение является обязательным соглашением об урегулировании сторон, заключаемым в соответствии со ст. 279(4) Гражданского процессуального кодекса, и регулируется ст. 900-9006 Гражданского кодекса. Для того чтобы придать такому соглашению возможность принудительного исполнения, необходимо заверить его у нотариуса (ст. 430(1) ГПК), включить его в решение третейского суда (ст. 1069 ГПК), либо, в случае проведения медиации после начала судебного разбирательства, утвердить у судьи как мировое соглашение (ст. 87(3) ГПК), либо включить его в судебное решение.

В соответствии с законопроектом планируется упрощенная процедура получения приказа об исполнении медиативного соглашения для возможности его последующего принудительного исполнения через систему электронного суда.

13. Система подготовки, аккредитации/сертификации медиаторов, регулирование допуска к медиативной практике. Профессия медиатора в Нидерландах на данный момент не регулируется законом и не защищается законодательно; любое лицо вправе называть себя медиатором. При этом в настоящее время рынком регулируется система аккредитации медиаторов и образовательных организаций в сфере медиации. В соответствии с законопроектом дополнительно планируется создание реестра зарегистрированных медиаторов, в который будут включаться наиболее опытные и высокопрофессиональные лица. Данный реестр будет вестись Министерством юстиции. При этом действующие в стране частные системы аккредитации сохраняются, и регистрация в государственном реестре не будет являться обязательной.

Сейчас основной системой аккредитации медиаторов является регистрация в реестре Голландской Федерации Медиации (MfN), которая действует с января 2014 г. и объединяет все голландские организации медиаторов. Все медиаторы − члены организаций медиаторов, которые являются участниками Федерации, могут претендовать на включение в реестр медиаторов MfN, если они соответствуют установленным требованиям. До появления указанного реестра в Нидерландах основной организацией, занимающейся сертификацией/аккредитацией медиаторов, являлся Голландский Институт Медиации (NMI). Так, одним из условий для того, чтобы проводить медиацию по делам, направленным из суда, являлась наличие статуса зарегистрированного NMI медиатора. NMI также занимается аккредитацией образовательных организаций в сфере медиации.

Помимо указанного института, аккредитацией медиаторов занимаются и иные организации медиаторов. Аккредитация в организации медиаторов также всегда предполагает обязательство следовать определенному кодексу профессиональной этики медиаторов. В целом, как частная аккредитация, так и планируемая государственная аккредитация медиаторов в качестве условий для внесения в реестр включает:

  • наличие образования в сфере медиации, полученного в организации, признанной аккредитирующим лицом;
  • определенный опыт в медиации до аккредитации (определенное количество проведенных медиаций);
  • определенное минимальное количество медиативной практики после аккредитации;
  • прохождение проверки в виде экзамена, оценки практических навыков и пр.

На сегодняшний день, а также в соответствии с Законопроектом о медиации не установлены какие-либо требования к организациям − провайдерам медиативных услуг (к организационно-правовой форме и пр.). Медиативная деятельность может проводиться и индивидуальными медиаторами.

14. Контроль качества подготовки. На данный момент вопросами качества подготовки медиаторов занимаются образовательные организации в сфере медиации, а также различные организации медиаторов через процедуру аккредитации; некоторые организации в процедуру аккредитации включают письменный экзамен и оценку практических навыков.

15. Контроль качества оказываемых медиативных услуг. Существующие в настоящее время организации медиаторов имеют различные правила контроля качества услуг, оказываемых аккредитованными ими медиаторами. Кроме того, с момента объединения всех голландских организаций медиаторов в Голландскую Федерацию Медиации (MfN) практикуется официальная процедура по рассмотрению жалоб на медиаторов, а также действует Дисциплинарный суд для медиаторов, состоящий из двух инстанций: Дисциплинарный комитет и Совет по апелляции. Система возможных санкций к медиатору включает предупреждение, выговор, приостановление регистрации в соответствующей организации медиаторов сроком до года, а также исключение из реестра медиаторов соответствующей организации. Помимо дисциплинарной ответственности, медиаторы могут нести и гражданскую ответственность за нарушение своих профессиональных обязательств в соответствии со ст. 3:74, 95 Гражданского кодекса. Профессиональная ответственность медиатора также может быть застрахована.

16. Юридическое сопровождение в медиации, обучение юристов в сфере медиации. Вопрос об участии адвокатов в процедуре медиации решается сторонами самостоятельно и не регулируется законом. При этом в Международном институте медиации (IMI) Голландии с 2014 г. действует система сертификации адвокатов, консультирующих или представляющих клиентов при урегулировании споров с помощью медиации.

Примечания

Информация настоящего раздела о национальном регулировании медиации основана на данных, опубликованных в нескольких специализированных изданиях, а также заимствованных из открытых источников, доступных в сети Интернет (Например, открытая база юридических данных по более чем 70 странам http://www.mondaq.com/about.asp; раздел о медиации в ЕС на портале электронного правосудия https://e-justice.europa.eu/content_mediation_in_member_states-64-en.do и др.).

Перечень специализированных изданий:

  1. Mediation: Principles and Regulation in Comparative Perspective / Eds. by K.J. Hopt, F.Steffek. Oxford University Press, 2013.
  2. Commercial mediation – a comparative review // Linklaters LLP, 2013.
  3. Исследование для Комитета Европейского Парламента по правовым вопросам: «Rebooting» the mediation directive. Assessing the limited impact of its implementation and proposing measures to increase the number of mediations in the EU / Eds. by G. De Palo, L. D’Urso, M. Trevor, B. Branon, R. Canessa, B. Cawyer, L.R. Florence // European Parliament, manuscript, 2014.
  4. The Variegated Landscape of Mediation: A Comparative Study of Mediation Regulation and Practices in Europe and the World / Eds. by M. Schonewille, F. Schonewille. Eleven International Publishing, 2014.

Для удобства изложения информации в дальнейшем используются следующие термины и сокращения:

  • АРС – альтернативное разрешение споров, альтернативные методы (способы) разрешения споров;
  • ГПК – Гражданский процессуальный кодекс (соответствующей рассматриваемой юрисдикции);
  • внутренние споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) внутри одного государства;
  • трансграничные споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) в разных государствах. Для стран – членов ЕС термин «трансграничный спор» применяется в значении, установленном ст. 1 Европейской Директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров;
  • внутренняя медиация – медиация как метод урегулирования внутренних споров;
  • трансграничная медиация – медиация как метод урегулирования трансграничных споров.
© ФГБУ «ФИМ».
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать Вконтакте

Back to Top