Италия

 

1. Законодательное регулирование медиации и влияние Европейского законодательства (если применимо). В итальянском законодательстве отдельные нормы о медиации существовали достаточно давно и долгое время – разрозненно. Впервые медиация упоминалась еще в Гражданском кодексе 1865 г. В 1940 г. нормы о медиации, осуществляемой судьей, появились в Гражданском процессуальном кодексе (далее: ГПК). В 1960-е годы медиация стала применяться для урегулирования трудовых споров. Затем нормы о медиации и согласительной процедуре были зафиксированы в ГПК на основании Закона № 533 от 11 августа 1973 г. Законом № 580 от 29 декабря 1993 г. Торгово-промышленные палаты получили право образовывать комиссии по посредничеству и арбитражу для урегулирования споров между компаниями, между компаниями и их клиентами. В 2003 г. Законодательным декретом № 5 нормы о медиации были введены в финансовую и корпоративную сферы.

Однако наибольшее развитие и известность медиация приобрела после принятия Европейской директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров. В целях ее трансформации в национальное законодательство был принят Закон № 69 от 19 июня 2009 г., согласно ст. 60 которого медиация была признана способом урегулирования гражданских и коммерческих споров, а Правительству было предоставлено право принятия законодательных декретов по медиации. В целом, можно говорить о том, что итальянское законодательство было полностью адаптировано к требованиям Европейской директивы и распространило ее нормы на медиацию как в трансграничных, так и во внутренних спорах.

В настоящее время основными документами, регулирующими медиацию, являются:

  • Законодательный декрет о медиации № 28 от 4 марта 2010 г. (далее: Законодательный декрет № 28);
  • Законодательный декрет о медиации № 69 от 21 июня 2013 г.;
  • Закон № 98 от 9 августа 2013 г.;
  • Министерские декреты № 180 от 18 октября 2010 г. (далее: Министерский декрет № 180) и № 145 от 6 июля 2011 г. (далее: Министерский декрет № 145), регулирующие вопросы аккредитации и образования медиаторов, вопросы тарифообразования и пр.

2. Определение медиации. Согласно ст. 1 Законодательного декрета № 28/2010, медиация – это деятельность, выполняемая беспристрастной третьей стороной и направленная на содействие двум или более сторонам в поиске дружественного соглашения для урегулирования спора, в том числе деятельность по формулированию предложений о разрешении спора. В Италии до трансформации Директивы ЕС в национальное законодательство для определения медиации использовался термин «согласительная процедура», так как слово «медиация» обозначало «торговое посредничество».

3. Сферы применения медиации. Действующее законодательство о медиации распространяется на медиацию в гражданской и коммерческой сфере, в том числе применяется для урегулирования потребительских и трудовых споров. В сфере семейного права существует особая процедура посредничества судьи при проведении судебного разбирательства по вопросу развода. В уголовной сфере возможность медиации установлена ст. 29 (2) Законодательного декрета № 274 от 28 августа 2000 г. в делах, подсудных мировым судам, а именно, в делах частного обвинения, а также медиация применяется в делах с участием несовершеннолетних.

4. Добровольность участия в медиации, влияние медиативной оговорки. В соответствии со ст. 2.1. Законодательного акта № 28, любое лицо может обратиться к процедуре медиации для урегулирования гражданского и коммерческого спора в отношении прав, которыми стороны свободны распоряжаться. В Италии существует также институт обязательной медиации, однако развитие этого института идет неравномерно.

Изначально, согласно ст. 5 (1) Законодательного декрета № 28, медиация была установлена в качестве обязательной досудебной процедуры по ряду категорий дел: аренда, земельные права, разделение собственности, наследование по закону, лизинг, займы, прокат, врачебные и санитарные ошибки, диффамация в прессе или иными средствами рекламирования, контракты, страхование, банковское дело и финансы. Альтернативой медиации, согласно указанному декрету, были согласительная процедура в соответствии с Законодательным декретом № 179 от 8 октября 2008, либо Законодательным декретом № 385 по банковским вопросам от 1 сентября 1993 г.

Ст. 5 (1) Законодательного декрета № 28 действовала с 21 марта 2011 г. до тех пор, пока решением Конституционного суда № 272 от 6 декабря 2012 г. данная норма не была признана незаконной в связи с тем, что Правительство вышло за пределы своей компетенции. Между тем, в соответствии с итальянским законодательством, Правительство Италии имеет право издавать законодательные акты в установленных законом случаях. Так, новый Законодательный декрет № 69 о медиации был принят 21 июня 2013 г., затем итальянским Парламентом ему была придана сила закона: Закон № 98 от 9 августа 2013 г. Указанными Законом и Законодательным декретом были частично изменены нормы Законодательного декрета № 28, в частности на временной основе был возвращен институт обязательной медиации (установлен испытательный срок), при этом введена обязательность привлечения в медиацию внешнего адвоката. Таким образом, в настоящее время обязательная медиация предусмотрена по делам, указанным в ст. 5 (1) Законодательного декрета № 28, а также в сельскохозяйственных спорах. В соответствии с новыми правилами, ст. 5 (1) действует в течение 4 лет, при этом через 2 года после введения (в сентябре 2015 г.) Правительство должно оценить результаты действия этой нормы.

В соответствии с действующими правилами, проведение медиации по определенным категориям дел является обязательным условием для принятия иска к рассмотрению. За соблюдение данного правила отвечает судья и ответчик, которые должны поднять этот вопрос на первом судебном заседании. На инициирование процедуры медиации сторонам дается 15 дней. Обязанность по участию в медиации считается исполненной, даже если первая медиативная встреча сторон завершилась без урегулирования спора.

В Италии медиативная оговорка в контракте не ограничивает право на обращение в суд. В случае наличия медиативной оговорки в контракте сторон или в учредительных документах компании, судья вправе по собственной инициативе или по требованию стороны предоставить сторонам 15-дневный срок для начала процедуры медиации (ст. 5 (5) Законодательного декрета № 28). Помимо данного юридического средства, отсутствуют какие-либо меры принудительного характера, которые устанавливали бы обязательную силу медиативной оговорки.

5. Последствия отказа от медиации, стимулирование применения медиации. В Италии имеются разнообразные нормы, стимулирующие применение медиации. В настоящее время установлены следующие возможные негативные последствия в случае отказа от медиации:

  • если сторона необоснованно отказывается участвовать в медиации, судья может сделать определенные предположения при оценке доказательств в ходе последующего разбирательства (параграф 4 ст. 8 Законодательного декрета № 28);
  • судья может обязать сторону, необоснованно отказавшуюся принять участие в медиации, оплатить дополнительный сбор, эквивалентный административной пошлине за судебное разбирательство (ст. 13 Законодательного декрета № 28);
  • в случае отказа стороны от предложения медиатора по урегулированию спора данное предложение включается в судебный протокол. В случае если суд присуждает стороне ту сумму, которая была предложена медиатором и отклонена стороной, то сторона подвергается наказанию в виде наложения судебных издержек и расходов на проведение медиации (ст. 13 (1) Законодательного декрета № 28).

Также установлены определенные финансовые и налоговые льготы в случае применения внесудебной медиации (льготы не распространяются в случае применения медиации как досудебной процедуры):

  • все документы и акты, связанные с проведением медиации, не облагаются налогами, пошлинами и иными сборами; не взимается сбор за регистрацию итогового (медиативного) соглашения (ст. 17 Законодательного декрета № 28);
  • действует налоговый вычет на сумму гонорара медиатора в размере до 500 евро, если медиация завершилась заключением соглашения и 250 евро, если медиация прекращена без заключения соглашения (ст. 20 Законодательного декрета № 28);
  • предусмотрена компенсация 25% гонорара адвоката в случае, если медиация завершилась заключением соглашения (Министерский декрет от июня 2012 г.);
  • в случае если первая медиативная встреча завершилась без согласия на продолжение процедуры медиации, такая медиативная встреча не подлежит оплате (ст. 8 Законодательного декрета № 28).

6. Участие государства в организации медиативной помощи, покрытие расходов на медиацию в рамках бесплатной юридической помощи, в рамках юридического страхования. Государство достаточно императивно регулирует рынок оказания медиативных услуг. Так, Министерством юстиции установлены максимальные тарифы услуг организаций медиаторов (от них производны гонорары медиаторов) на проведение медиации, которые в случаях, определенных в ст. 13 Министерского декрета № 145, могут быть увеличены на фиксированное количество процентов. При этом нормативно установлена обязанность сторон внести половину оплаты медиативных услуг перед началом процедуры. Тарифами также закрепляется стоимость всей процедуры медиации. Таким образом, количество и длительность медиативных сессий не играют роли.

В случаях, когда медиация проводится как обязательная досудебная процедура или по направлению судьи, расходы на нее могут быть возмещены государством как расходы на юридическую помощь (ст. 76 Статута D.P.R. (Президентский декрет) от 30 мая 2002 г. № 115). Также расходы на медиацию могут покрываться юридической страховкой, однако это не является распространенной практикой.

7. Правовое регулирование процедуры (процесса) медиации, влияние на сроки исковой давности. Законодательный декрет № 28 регулирует некоторые аспекты проведения процедуры медиации: назначение медиатора (ст. 3), максимальный срок процедуры (не более 3 месяцев согласно ст. 6.1), содействие внешнего адвоката, первую информационную медиативную встречу сторон, их адвокатов и медиатора (ст. 8), конфиденциальность процедуры. В остальном порядок проведения процедуры регулируется соглашением сторон и медиатора, а также правилами организации − провайдера медиативных услуг.

Интересно отметить, что в силу наличия института обязательной досудебной медиации и института медиативных оговорок лицо, инициирующее медиацию, может иметь преимущество, так как именно оно может выбрать организацию медиаторов и, соответственно, ее тарифы, место проведения медиации и даже особенности тех или иных подходов в медиации.

Медиатор также вправе (но не обязан) сделать предложение об урегулировании спора на любом этапе медиации в случае, если стороны его об этом попросят (ст. 11.1). Такое предложение сообщается сторонам в письменной форме, после чего у сторон есть определенное время на ответ. Хотя предложение медиатора не является обязательным для сторон, в случае, когда соглашение в процессе медиации не достигнуто, текст предложения медиатора включается в судебный протокол; и если судебное решение совпадет с предложением медиатора, стороны могут понести негативные последствия, о чем указано в нижеследующих разделах. Организация медиаторов вправе установить внутренние правила, согласно которым медиатор ни при каких обстоятельствах не имеет права делать предложения об урегулировании спора.

Согласно ст. 5(6) Законодательного декрета № 28, на время проведения процедуры медиации течение срока исковой давности приостанавливается сроком до 3 месяцев. При этом приостановка происходит с даты направления запроса на медиацию в организацию медиаторов.
Проведение медиации не влияет на возможность принятия судом временных или обеспечительных мер.

8. Медиация как часть правовой системы, взаимодействие института медиации с судами. Медиация является официально признанным способом урегулирования споров в гражданской и коммерческой сфере, однако до настоящего времени судебная система достаточно пассивна в отношении продвижения медиации; в частности, судьи редко используют возможности по предложению медиации сторонам. Также важно отметить, что Конституционный суд в деле о рассмотрении вопроса о неконституционности обязательной досудебной медиации до настоящего времени не высказал мнение о том, что досудебная медиация может нарушить конституционные права, а только указал на превышение полномочий Правительства, и, как следствие, именно такая формулировка суда позволила вновь ввести медиацию как обязательную досудебную процедуру.

Кроме того, согласно ст. 18 Законодательного декрета № 28, Ассоциации адвокатов могут учреждать подразделения по медиации в любом суде, а также по решению председателя суда использовать необходимые человеческие и прочие ресурсы суда.

9. Полномочия суда по поддержке и продвижению медиации. В соответствии со ст. 5(2) Законодательного декрета № 28, судья вправе, в зависимости от природы спора, предложить сторонам обратиться к процедуре медиации, в том числе на этапе апелляции. Кроме того, согласно ст. 185 Гражданского процессуального кодекса, судья может предложить сторонам любого спора обратиться к судебной согласительной процедуре. Судья также вправе обязать стороны начать процедуру медиации (ст. 5(2) Законодательного декрета № 28) в случае, если в контракте сторон имеется медиативная оговорка, либо по данной категории дел медиация введена как обязательная досудебная процедура.

10. Наличие судебной медиации (медиации, осуществляемой судьями). Медиация судьями не осуществляется, однако существует возможность проведения судебной примирительной процедуры (в трудовых, семейных, сельскохозяйственных спорах, а также в спорах по малым искам), о чем судья информирует стороны, в соответствии со ст. 185 ГПК. Примирительная процедура может проводиться как во время рассмотрения дела в первой инстанции, так и при апелляции.

11. Регулирование конфиденциальности. Обязательство о конфиденциальности информации и документации, ставших известными в связи с проведением процедуры медиации, распространяется на всех участников процедуры. Медиатор может нарушить обязательство о конфиденциальности только в двух случаях:

  • если стороны согласились на раскрытие им информации;
  • если сохранение информации конфиденциальной станет нарушением закона.

У медиатора имеется свидетельский иммунитет: согласно ст. 10 Законодательного акта № 28 и ст. 200 Уголовного процессуального кодекса, он не обязан сообщать в суде информацию, полученную в ходе медиативной деятельности.

12. Исполнение медиативных соглашений. В случае если стороны достигают соглашения, оно подлежит протоколированию, затем протокол подписывается медиатором, сторонами и их адвокатами, после чего протокол прикладывается к соглашению. В случае если соглашение предполагает передачу недвижимости, его необходимо заверить в компетентном органе.

Согласно ст. 12 Законодательного декрета № 28, любая сторона вправе представить медиативное соглашение в суд для утверждения (проверяется соответствие публичному порядку и императивным правилам). После утверждения судом такое соглашение может быть принудительно исполнено. Отдельно предусмотрено, что при урегулировании трансграничных конфликтов медиативное соглашение должно быть утверждено председателем того суда, где предполагается его принудительное исполнение.

13. Система подготовки, аккредитации/сертификации медиаторов, регулирование допуска к медиативной практике. В Италии существует система аккредитации организаций медиаторов и самих медиаторов через эти организации. В соответствии со ст. 20 Законодательного декрета № 28, Министерство юстиции ведет реестр организаций медиаторов. В свою очередь, индивидуальные медиаторы для того, чтобы заниматься медиативной практикой, должны в обязательном порядке быть аккредитованы (внесены в реестр) одной из организаций медиаторов, включенной в государственный реестр. Таким образом, занятие медиативной практикой на индивидуальной основе невозможно.

Требования для внесения в государственный реестр организаций медиаторов, а также требования к обучению и аккредитации медиаторов установлены Министерскими декретами №№ 180 и 145. Организации медиаторов могут иметь различные организационно-правовые формы, в том числе они могут быть созданы при ассоциациях адвокатов, торгово-промышленных палатах, профессиональных организациях. Ст. 4 Министерского декрета № 145 устанавливает критерии, выполнение которых обязательно для включения в государственный реестр организаций медиаторов. В частности, обязательное страхование профессиональной ответственности, возможность ведения деятельности, по крайней мере, в двух регионах, наличие, по крайней мере, пяти медиаторов и др.

Среди требований к медиаторам интересно выделить обязательное наличие трехлетнего университетского образования или принадлежность к профессиональной ассоциации (ст. 18 (f) Министерского декрета 180). Также медиаторы, получившие аккредитацию недавно, обязаны в течение двух лет ассистировать опытному медиатору не менее чем в 20 процедурах медиации. Кроме того, в качестве базовых условий установлены: минимальное количество часов подготовки медиаторов (50 часов) и требования к повышению квалификации медиаторов (не менее 18 часов в течение двух лет). При этом адвокаты – члены адвокатских образований − при регистрации в организации медиаторов автоматически получают статус медиатора, однако, в любом случае, они обязаны пройти базовый курс обучения медиации. Для того чтобы получить аккредитацию в качестве медиатора по международным (трансграничным) спорам, необходимо представить документ, подтверждающий владение иностранным языком. Один медиатор не вправе быть аккредитован более чем в пяти организациях. Организации медиаторов также вправе устанавливать более строгие правила аккредитации, чем установлено в министерских декретах.

14. Контроль качества подготовки. Первичный контроль качества подготовки медиаторов и их аккредитация проводятся организациями медиаторов. Эти организации направляют полученные от медиатора документы в Министерство юстиции. Кроме того, в соответствии со ст. 17 Министерского декрета № 180, ведется государственный реестр образовательных организаций в сфере медиации, которые могут быть как частными, так и государственными. Ст. 18 установлены требования для включения в указанный госреестр.

15. Контроль качества оказываемых медиативных услуг. Контроль качества оказания медиативных услуг основывается на государственной системе аккредитации организаций медиаторов и аккредитации указанными организациями медиаторов − физических лиц.

Кроме того, согласно ст. 7(5) (b) Министерского декрета № 180, организации медиаторов в обязательном порядке предусматривают порядок оценки сторонами качества проведенной процедуры медиации, по ее итогам. В целом, указанным декретом и Законодательным декретом № 28 установлены национальные итальянские стандарты медиативной практики.

Также все медиаторы обязаны придерживаться кодекса поведения медиатора, принятого конкретной организацией медиаторов. Нарушение обязанностей медиатора считается дисциплинарным правонарушением, в том числе может повлечь исключение из реестра организации медиаторов. Данные об исключении из реестра организации медиаторов сообщаются в Министерство юстиции.

16. Юридическое сопровождение в медиации, обучение юристов в сфере медиации. Согласно ст. 5 и 8 Законодательного декрета № 28, участие внешнего адвоката в процедуре медиации является обязательным. Кроме того, согласно ст. 4(3) Законодательного декрета № 28, адвокат в начале оказания юридической помощи обязан ясно, в письменной форме, проинформировать своего клиента о возможности или обязательности применения медиации и о возможных налоговых льготах в случае обращения к медиации. В случае нарушения указанных норм договор с адвокатом может быть расторгнут.

Примечания

Информация настоящего раздела о национальном регулировании медиации основана на данных, опубликованных в нескольких специализированных изданиях, а также заимствованных из открытых источников, доступных в сети Интернет (Например, открытая база юридических данных по более чем 70 странам http://www.mondaq.com/about.asp; раздел о медиации в ЕС на портале электронного правосудия https://e-justice.europa.eu/content_mediation_in_member_states-64-en.do и др.).

Перечень специализированных изданий:

  1. Mediation: Principles and Regulation in Comparative Perspective / Eds. by K.J. Hopt, F.Steffek. Oxford University Press, 2013.
  2. Commercial mediation – a comparative review // Linklaters LLP, 2013.
  3. Исследование для Комитета Европейского Парламента по правовым вопросам: «Rebooting» the mediation directive. Assessing the limited impact of its implementation and proposing measures to increase the number of mediations in the EU / Eds. by G. De Palo, L. D’Urso, M. Trevor, B. Branon, R. Canessa, B. Cawyer, L.R. Florence // European Parliament, manuscript, 2014.
  4. The Variegated Landscape of Mediation: A Comparative Study of Mediation Regulation and Practices in Europe and the World / Eds. by M. Schonewille, F. Schonewille. Eleven International Publishing, 2014.

Для удобства изложения информации в дальнейшем используются следующие термины и сокращения:

  • АРС – альтернативное разрешение споров, альтернативные методы (способы) разрешения споров;
  • ГПК – Гражданский процессуальный кодекс (соответствующей рассматриваемой юрисдикции);
  • внутренние споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) внутри одного государства;
  • трансграничные споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) в разных государствах. Для стран – членов ЕС термин «трансграничный спор» применяется в значении, установленном ст. 1 Европейской Директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров;
  • внутренняя медиация – медиация как метод урегулирования внутренних споров;
  • трансграничная медиация – медиация как метод урегулирования трансграничных споров.
© ФГБУ «ФИМ».
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать Вконтакте

Back to Top