Испания

 

1. Законодательное регулирование медиации и влияние Европейского законодательства (если применимо). В Испании существует несколько нормативно-правовых актов, регулирующих институт медиации, особенность которых обусловлена спецификой разграничения компетенций между центральной и региональными властями. Общие правила в отношении медиации предусмотрены Законом № 5/2012 от 6 июля 2012 г. о медиации в гражданской и коммерческой сфере (далее: Закон 5/2012). Указанный закон применяется на территории всей страны, за исключением Каталонии, в которой регулирование медиации в гражданской сфере имеет свои особенности. Также региональный закон о медиации в гражданской сфере был ранее принят в Кантабрии. В развитие Закона 5/2012 был принят Королевский Указ № 980/2013 от 13 декабря 2013 г., регулирующий вопросы образования медиаторов, ведения государственного реестра медиаторов и др.

Также Законом № 14/2013 от 27 сентября 2013 г. (который вносит изменения в Закон о банкротстве № 22/2003 от 20 июля 2003 г.) введены специальные нормы о медиации при банкротстве, в том числе тарифы на услуги медиаторов.
На территории Каталонии медиация регулируется Законом № 15/2009 от 22 июля 2009 г. о медиации в сфере частного права (далее: Закон 15/2009), который заменил действовавший с 2001 г. Закон о семейной медиации. В развитие указанного Закона 15/2009 приняты:

  • Указ № 135/2012 от 23 октября 2012 г. (далее: Указ 135/2012);
  • Приказ JUS 428/2012 от 18 декабря 2012 г., которым установлено регулирование обучения в сфере медиации;
  • Решение Департамента юстиции JUS 2896/2012 от 17 декабря 2012 г., устанавливающее регулирование оплаты услуг медиатора, в том числе тарифы на оказание медиативных услуг.

Европейская директива № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров оказала непосредственное влияние на принятие испанского закона о медиации, который полностью проецировал требования Директивы на национальное законодательство, включая медиацию во внутренних спорах. Понятие медиации, принятое в национальном законодательстве, практически идентично понятию медиации, изложенному в Директиве, за исключением упоминания о структурированности процесса (отсутствует в испанском законодательстве). Испанский закон полностью распространяет свое действие на медиацию в гражданской и коммерческой сфере, как на внутренние, так и на трансграничные споры.

Также нормы о медиации содержатся в гражданском процессуальном законодательстве. Так, Законом № 11/2011 от 20 мая 2011 г. внесена поправка о праве суда по признанию и исполнению иностранных медиативных соглашений. Также с 2005 г. в гражданском процессе Испании появились нормы о возможности приостановления бракоразводного процесса сроком до 60 дней для проведения медиации (ст. 19 (4) Закона о гражданском процессе № 1/2000).

Особое регулирование медиация получила в сфере разрешения трудовых споров (отдельные нормы Закона № 36/2011 от 10 декабря 2011 г.). Достаточно развитым является региональное законодательство о семейной медиации. На протяжении 2001-2011 гг. региональные законы о медиации были приняты в Каталонии, Валенсии, Галиции, на Канарских островах, в Кастилия-Ла-Манча, Кастилия и Леон, Мадриде, Княжестве Астурии, Стране Басков, Андалусии, Балеарских островах, Арагоне, Кантабрии.

2. Определение медиации. В соответствии со ст. 1 Закона 5/2012, медиация – это метод разрешения споров, как бы он ни назывался, в котором две или более стороны спора пытаются самостоятельно на добровольной основе достичь соглашения об урегулировании спора при содействии медиатора. В соответствии со ст. 1 Закона № 15/2009, медиация – это добровольный и конфиденциальный, не юрисдикционный процесс, направленный на улучшение коммуникации между частными лицами таким образом, чтобы они могли согласовать решение по спору, в который они вовлечены, при содействии медиатора, действующего на беспристрастной и нейтральной основе.

3. Сферы применения медиации. Закон о медиации 5/2012 распространяется только на медиацию в гражданских и коммерческих спорах (в том числе семейных, а также в спорах по «малым» искам) и не действует в отношении медиации в административных, трудовых, потребительских спорах и в уголовных делах.

Медиация в Испании применяется при урегулировании потребительских споров, однако подробно законодательство данную сферу не регулирует, лишь упоминая данный институт в контексте арбитражной системы в потребительской сфере. Медиация также активно применяется для урегулирования трудовых споров в соответствии со специальными правилами.

В уголовной сфере медиация как таковая применяется в основном в рамках пилотных проектов, так как законодательная база для нее в целом отсутствует. Однако в сфере ювенальной юстиции медиация применяется как инструмент примирительных процедур, которые проводятся в соответствии со ст. 19, 51 (3) Органического закона № 5/2000 об уголовной ответственности несовершеннолетних.

4. Добровольность участия в медиации, влияние медиативной оговорки. В соответствии с действующим общеиспанским законодательством и законодательством Каталонии, медиация в гражданской и коммерческой сфере является полностью добровольной процедурой.

Суды вправе только рекомендовать попытаться применить медиацию, но не принуждают участвовать в ней. Однако в случае наличия медиативной оговорки в контракте сторон дело не принимается к рассмотрению до ее выполнения. Так, ответчик вправе ходатайствовать, чтобы суд не признавал юрисдикцию по данному спору и не принимал дело к рассмотрению (ст. 10.2 Закона 5/2012 и ст. 39,63(1), 65 Закона о гражданском процессе № 1/2000).

Особое регулирование имеется в отношении медиации в трудовых спорах. Хотя досудебная медиация не является обязательной досудебной процедурой, ее проведение предписано законом, и необоснованный отказ стороны повлечет за собой негативные последствия для нее, о чем будет сказано ниже.

5. Последствия отказа от медиации, стимулирование применения медиации. Какие-либо негативные последствия в случае отказа сторон от проведения процедуры медиации в гражданской и коммерческой сфере отсутствуют, так же как и отсутствуют меры положительного стимулирования. Единственным исключением является попытка медиации: в случае, если медиация проводится до начала судебного разбирательства, после подачи иска, но до предоставления обоснования ответчика, он не обязан оплачивать судебную пошлину (ст. 395 (1), 395 (1) II Закона о гражданском процессе 1/2000).

Особое регулирование имеется в отношении медиации в трудовых спорах. В случае обращения в суд социальной юрисдикции обязательно предварительное проведение согласительной или медиативной процедуры при содействии установленных законом органов (ст. 63, 154 Закона 36/2011 от 10 декабря 20117 г.). В случае необоснованного отказа стороны от указанных процедур негативные последствия для нее будут состоять в отнесении на ее счет судебных расходов.

6. Участие государства в организации медиативной помощи, покрытие расходов на медиацию в рамках бесплатной юридической помощи, в рамках юридического страхования. Право на проведение медиации в рамках бесплатной юридической помощи испанским законодательством прямо не установлено. Однако, в соответствии со вторым дополнением к Закону 5/2012, органы государственного управления должны стараться (но не обязаны) включать медиацию в состав бесплатного консультирования, которое предусмотрено ст. 6 Закона № 1/1996 от 10 января 1996 г. о бесплатной юридической помощи, с целью уменьшения количества судебных разбирательств и связанных с ним расходов.

В Каталонии, согласно ст. 27 и 40 Закона № 15/2009, лица, обращающиеся в Центр медиации в частном праве, могут бесплатно воспользоваться медиативными услугами в случаях, соответствующих критериям оказания бесплатной юридической помощи. В соответствии со ст. 25(2) Указа 135/2012, медиаторы не вправе требовать оплату со сторон, получающих (имеющих право на) бесплатную юридическую помощь. Согласно ст. 27 Закона № 15/2009 и ст. 39 Указа 135/2012, если одна из сторон, будучи клиентом указанного Центра медиации, имеет право на получение бесплатной юридической помощи, а вторая сторона такого права не имеет, вторая сторона оплачивает только половину тарифа на медиативные услуги. Кроме того, установлено, что, в целях продвижения медиации и повышения доступа к ней, органы управления по инициативе департамента в сфере гражданского права или в сотрудничестве с иными государственными или частными органами и организациями вправе организовывать программы, в которых медиация также будет предлагаться на бесплатной основе.

7. Правовое регулирование процедуры (процесса) медиации, влияние на сроки исковой давности. Испанское законодательство, так же как и каталонское законодательство, устанавливает правовые рамки проведения медиации в целом, в том числе регулируя процедурные вопросы, но при этом, оставляя возможности для того, чтобы сама процедура медиации была максимально гибкой. В частности, общие нормы (ст. 16-27 Закона 5/2012, 10-19 Закона № 15/2009, Указа 315/2012) регулируют способы инициирования медиации, проведения информационной сессии и первоначальной встречи с медиатором, прекращения процедуры медиации и принудительного исполнения медиативных соглашений. И испанское законодательство (ст. 21 Закона 5/2012), и каталонское законодательство (ст. 34(2) Закона № 15/2009, содержат указание на возможность проведения медиации в форме совместных и раздельных встреч, при этом согласно закону Каталонии хотя бы одна встреча сторон должна быть совместной.

Статьями 30-38 Королевского Указа 980/2013 установлены упрощенные правила для проведения медиации с помощью электронных средств связи. Особенности процедуры медиации в делах о банкротстве установлены главой о банкротстве Закона № 22/2003.

Следует отметить статью 13 Закона 5/2012, в соответствии с которой медиаторы должны содействовать в коммуникации между сторонами и быть проактивным с целью сближения сторон. Похожие, но более детализированные правила содержатся в ст. 6.2, 13 каталонского Закона № 15/2009. Испанское и каталонское законодательство не содержит запрета на выражение медиатором мнения или высказывания предложения об урегулирования спора, соответственно медиатор вправе совершить указанные действия по соглашению сторон. Конкретные особенности процесса медиации определяются соглашением сторон и медиатора.

В соответствии со ст. 19 (4) Закона № 15/2009, медиатор обязан в течение 5 дней после окончания медиации сообщить о достижении или недостижении медиативного соглашения в суд, по инициативе которого была начата процедура медиации. Нарушение данного обязательства медиатором, в соответствии со ст. 30-32 указанного закона, будет являться:

  • правонарушением небольшой тяжести, если не возникли негативные последствия для сторон; в таком случае выдается письменное предупреждение с занесением в госреестр;
  • серьезным правонарушением, если возникли негативные последствия для сторон; в таком случае медиатор может быть временно лишен права заниматься медиативной деятельностью сроком от 1 месяца до 1 года.

Также интересной является норма ст. 15 (2) Закона 5/2012, в соответствии с которой медиатор имеет право запросить у сторон подтверждение наличия средств, необходимых для проведения медиации, и в случае их недостаточности – прекратить процедуру.

В Каталонии, в соответствии с Законом № 15/2009, медиатор должен информировать стороны о желательности получения юридической помощи во время проведения медиации и о том, что адвокат стороны (который может быть как выбран стороной, так и назначен судом по запросу сторон) должен подготовить текст медиативного соглашения или иного необходимого для завершения медиации документа. Кроме того, медиатор может в зависимости от характера спора предложить сторонам обратиться за консультированием к иным специалистам (ст. 15.3 Закона № 15/2009 и ст. 32.3 Указа 135/2012).

Течение срока исковой давности прекращается на время проведения процедуры медиации с момента получения заявления о медиации медиатором или организацией-провайдером. Однако, если в течение 15 дней заявление о медиации не будет подписано, течение срока исковой давности восстанавливается. В общем случае течение срока исковой давности восстанавливается после подписания медиативного соглашения или прекращения медиации по иному законному основанию (ст. 4 Закона 5/2012). В Каталонии действует норма общеиспанского закона, так как местным законом не предусмотрено особых правил в отношении исковой давности при медиации. В случае медиации в трудовых спорах сроки исковой давности также приостанавливаются в соответствии со ст. 65 (1) Закона № 36/2011 от 10 октября 2011 г.

8. Медиация как часть правовой системы, взаимодействие института медиации с судами. С момента принятия общеиспанского закона о медиации в гражданской и коммерческой сфере медиация является частью правовой системы Испании. Кроме того, медиация в Испании сосуществует с таким альтернативным способом урегулирования споров, как согласительная (примирительная) процедура; при этом в испанской юридической доктрине эти институты мало различаются. Примирительная процедура в соответствии с гражданским процессуальным законодательством возможна в двух случаях:

  • перед началом судебного разбирательства; проводится при посредничестве судебного клерка или магистрата – как способ, позволяющий избежать суда; в данном случае медиация и согласительная процедура четко разделяются;
  • во время судебного разбирательства, когда судья предлагает сторонам урегулировать спор путем заключения соглашения (ст. 415,428, 440,443 (3) II Закона о гражданском процессе 1/2000). Так как в данном случае под примирительной процедурой понимается заключение соглашения сторонами, отличия этой процедуры от медиации являются условными, в связи с чем ссылки в законе на согласительную процедуру большинством юристов расцениваются, как ссылки на медиацию.

Медиация в сфере разрешения трудовых споров получила в Испании широкое распространение. Основную роль в качестве медиаторов здесь играют национальные и региональные организации, занимающиеся альтернативным урегулированием трудовых споров (как коллективных, так и индивидуальных): Служба медиации и арбитража (Founation SIMA), Институт медиации, арбитража и согласительных процедур (IMAC), региональные службы медиации и пр.

9. Полномочия суда по поддержке и продвижению медиации. В соответствии с Законом о гражданском процессе № 1/2000 от 7 января 2000 г. (ст. 414 (1) II, 440 (1) II), судья во время подготовки к слушанию обязан информировать стороны о возможности начать процедуру медиации. Согласно ст. 414 (1), 443 (3) II указанного Закона, судья вправе предложить сторонам пройти информационную сессию о медиации. В соответствии со ст. 414 (1) II, в зависимости от сути спора, судья вправе предложить сторонам медиацию, а также позднее, после установления фактов, снова попытаться убедить стороны заключить соглашение [ст. 428 (2)]. Согласно ст. 415, суд вправе предложить обратиться к процедуре медиации в случае, если во время разбирательства будут установлены противоречивые факты.

На время проведения процедуры медиации судебное разбирательство откладывается сроком до 6 месяцев (ст. 19 (4), 415, 443 (3) II Закона о гражданском процессе № 1/2000). Кроме того, в случае, если сами стороны инициируют проведение процедуры медиации после начала судебного разбирательства, судья обязан проверить возможность применения медиации, исходя из полномочий сторон и предмета спора (ст. 415 (1) III).

В Каталонии, в соответствии со ст. 12.2 Закона № 15/2009 и ст. 29 Указа 135/2012, медиация может быть начата по предложению судьи на любом этапе судебного процесса, а также по предложению мирового судьи. Кроме того, сторонам может быть предложено обратиться в Центр медиации в частном праве для проведения информационной сессии.

10. Наличие судебной медиации (медиации, осуществляемой судьями). Медиация судьями не проводится.

11. Регулирование конфиденциальности. В соответствии с общеиспанскими нормами медиатор, организация − провайдер медиативных услуг и стороны обязаны сохранять конфиденциальность информации, связанной с проведением медиации (ст. 9(1) Закона 5/2012).

Медиаторы обладают свидетельским иммунитетом в гражданском и коммерческом процессе, а также в третейском разбирательстве (ст. 9(2) Закона 5/2012, ст. 335 (3), 347 Закона о гражданском процессе № 1/2000). Однако медиатор может быть освобожден от обязанности сохранять конфиденциальности по письменному согласию сторон или по требованию судьи уголовного суда (ст. 9(2) Закона 5/2012).

В Каталонии также действует обязательность по сохранению конфиденциальности информации, ставшей известной в связи с проведением медиации; такая информация является профессиональной тайной (ст. 7 Закона № 15/2009). Стороны спора не должны привлекать медиаторов в качестве свидетелей в судебных или административных процессах. Также установлены случаи, исключающие конфиденциальность:

  • когда это не персонифицированная информация, используемая в целях обучения или исследований;
  • когда имеется угроза жизни или физической/психологической целостности личности. В случае получения такой информации медиатором, он обязан приостановить процедуру медиации и сообщить об этом в юрисдикционные органы;
  • когда сведения являются открытыми в связи с проведением медиации с участием и в интересах сообществ.

12. Исполнение медиативных соглашений. По итогам медиации составляются медиативное соглашение сторон и протокол, которые подписываются сторонами и медиатором (ст. 23 (3) Закона 5/2012). По общему правилу, медиативное соглашение является обязательным контрактом, но не подлежащим принудительному исполнению. Медиаторы обязаны проинформировать стороны об этом, а также о возможности придания соглашению характера принудительного исполнения путем трансформации соглашения в публичный акт с помощью регистрации у нотариуса (ст. 23 (3), 25 (1), 25 (2) Закона 5/2012, ст. 517(2) Закона о гражданском процессе 1/2000). При этом применяются минимальные нотариальные тарифы.

Медиативное соглашение также может быть утверждено в качестве мирового соглашения, в соответствии со ст. 25(4) Закона 5/2012 и ст. 19 (2), 415 (2) Закона о гражданском процессе № 1/2000, в случае, если медиация проводится после начала судебного разбирательства. Медиативное соглашение по трансграничному спору также может быть принудительно исполнено в Испании, если оно первоначально могло быть принудительно исполнено в другой стране (ст. 27 Закона 5/2012). В Каталонии для придания медиативному соглашению возможности принудительного исполнения необходимо его одобрение судом, который проверяет его на соответствие установленным требованиям (ст. 19(1), 38 Закона № 15/2009. В сфере трудовых споров медиативные соглашения имеют возможность принудительного исполнения без дальнейшего обращения в суд (ст. 68 Закона № 36/2011 от 10 декабря 2011 г.).

13. Система подготовки, аккредитации/сертификации медиаторов, регулирование допуска к медиативной практике. В общеиспанском законодательстве отсутствуют требования прямой государственной аккредитации или сертификации медиаторов, при этом область образования медиаторов регулируется более широко. Существует государственный реестр медиаторов и организаций-провайдеров медиативных услуг, который ведется Министерством юстиции в соответствии со ст. 8-25 Королевского Указа 980/2013 г. Однако регистрация в госреестре является обязательной только для медиаторов (физических и юридических лиц), практикующих в сфере банкротства (ст. 233.1 Закона о банкротстве). В каждом регионе Испании по аналогии с госреестром ведется региональный реестр.

Согласно ст. 5 и 6 Королевского Указа 980/2013 предусмотрено как минимум 100 часов подготовки медиаторов, при этом не менее 35% обучения должны составлять практические занятия. В Каталонии, согласно ст. 3 Приказа JUS 428/2012, программа обучения медиаторов делится на общую часть (не менее 110 часов) и особенную часть, в которой предусмотрено обучение медиаторов по отдельным отраслям в соответствии с разделением в частном праве (длительность − не менее 60 часов, включая практические занятия).

Обязательное повышение квалификации законодательством не предусмотрено. Однако законодательством установлены общие обязательные требования к лицам, которые хотят заниматься медиативной практикой (ст. 11 Закона № 5/2012):

  • физические лица-медиаторы должны быть полностью дееспособны и не ограничены в распоряжении правами, иметь высшее или постуниверситетское образование, получить образование по медиации, иметь страховку гражданской ответственности или эквивалентные им гарантии;
  • юридические лица-провайдеры медиативных услуг должны иметь в своем составе медиаторов − физических лиц, удовлетворяющих требованиям закона.

К медиаторам в сфере банкротства, как возможным trustee (в случае недостижения соглашения об урегулировании), установлены дополнительные требования: это должен быть адвокат, экономист или аудитор со стажем не менее 5 лет (ст. 27 Закона о банкротстве).

Интересно отметить, что согласно ст. 11 Закона 5/2012 медиаторами могут быть не только физические лица, но и сообщества – профессиональные корпорации и др. Требований к организационно-правовой форме для организаций-провайдеров медиативных услуг не установлено – это могут быть как частные, так и государственные компании, в том числе иностранные. В Каталонии, согласно ст. 3 Закона № 15/2009, медиатором может стать любое физическое лицо, если у него имеется высшее образование и оно прошло курс обучения по медиации.

Индивидуальный медиатор должен принадлежать:

  • к профессиональной ассоциации медиаторов или иной профессиональной ассоциации, аккредитованной департаментом по гражданско-правовым вопросам;
  • к провайдеру медиативных услуг при государственном управлении; такой организацией является Центр медиации в частном праве.

14. Контроль качества подготовки. В Испании отсутствует система государственного контроля уровня подготовки медиаторов. Наличие государственного и регионального реестров медиаторов, регистрация в которых производится на добровольных началах, является основным инструментом, подтверждающим соответствие медиатора минимальным государственным требованиям в области медиации.

15. Контроль качества оказываемых медиативных услуг. Государственная система контроля качества оказания медиативных услуг в Испании отсутствует. Однако в целом медиаторы несут гражданскую ответственность за нарушение своих профессиональных обязанностей (ст. 14 Закона № 5/2012).

16. Юридическое сопровождение в медиации, обучение юристов в сфере медиации. Согласно общеиспанскому законодательству в медиации могут принимать участие как юристы, консультирующие стороны, так и юристы − представители сторон. Согласно ст. 13(9) е) Кодекса этики Ассоциации адвокатов Испании, адвокаты обязаны информировать клиентов о медиации как об одном из альтернативных способов урегулирования споров и о возможности ее применения в конкретном случае. Указанный кодекс также устанавливает обязанности адвоката по содействию клиенту в ходе проведения самой медиации. В Каталонии, напротив, ст. 8 Закона № 15/2009 установлено, что в медиации должны принимать участие стороны лично, которые не вправе назначать вместо себя юристов. При этом получение сторонами юридической помощи желательно, о чем медиатор сообщает сторонам в обязательном порядке.

Примечания

Информация настоящего раздела о национальном регулировании медиации основана на данных, опубликованных в нескольких специализированных изданиях, а также заимствованных из открытых источников, доступных в сети Интернет (Например, открытая база юридических данных по более чем 70 странам http://www.mondaq.com/about.asp; раздел о медиации в ЕС на портале электронного правосудия https://e-justice.europa.eu/content_mediation_in_member_states-64-en.do и др.).

Перечень специализированных изданий:

  1. Mediation: Principles and Regulation in Comparative Perspective / Eds. by K.J. Hopt, F.Steffek. Oxford University Press, 2013.
  2. Commercial mediation – a comparative review // Linklaters LLP, 2013.
  3. Исследование для Комитета Европейского Парламента по правовым вопросам: «Rebooting» the mediation directive. Assessing the limited impact of its implementation and proposing measures to increase the number of mediations in the EU / Eds. by G. De Palo, L. D’Urso, M. Trevor, B. Branon, R. Canessa, B. Cawyer, L.R. Florence // European Parliament, manuscript, 2014.
  4. The Variegated Landscape of Mediation: A Comparative Study of Mediation Regulation and Practices in Europe and the World / Eds. by M. Schonewille, F. Schonewille. Eleven International Publishing, 2014.

Для удобства изложения информации в дальнейшем используются следующие термины и сокращения:

  • АРС – альтернативное разрешение споров, альтернативные методы (способы) разрешения споров;
  • ГПК – Гражданский процессуальный кодекс (соответствующей рассматриваемой юрисдикции);
  • внутренние споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) внутри одного государства;
  • трансграничные споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) в разных государствах. Для стран – членов ЕС термин «трансграничный спор» применяется в значении, установленном ст. 1 Европейской Директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров;
  • внутренняя медиация – медиация как метод урегулирования внутренних споров;
  • трансграничная медиация – медиация как метод урегулирования трансграничных споров.
© ФГБУ «ФИМ».
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать Вконтакте

Back to Top