Ирландия

 

1. Законодательное регулирование медиации и влияние Европейского законодательства (если применимо). Ирландия в настоящее время не имеет специального законодательства, регулирующего применение медиации для внутренних споров. Отдельные нормы о медиации фрагментарно включены в различные нормативные акты, при этом в ряде случаев в них используется термин «согласительная процедура». Так, нормы о медиации присутствуют в Акте об отношениях в промышленности 1946 г., (ст. 16, 69), в Законе о семейном праве (разводе) 1996 г. (ст. 6,7), в Акте о равных условиях трудоустройства 1998(ст. 78, 87), в Акте о ренте жилья 2004 г. (ст. 95(2), (3), 101 (1)(b), 112), в Акте о гражданской ответственности и судах от 2004 г., в Правилах Высших судов (Коммерческое судопроизводство) 2004 г. (правило 6 (1) (b) (xiii), в Правилах Высших судов (конкурентное судопроизводство) 2005 г. (правило 6 (1) (b) (xiii), в Правилах Высших судов (медиация и согласительная процедура) 2010 г. и др.

Ирландия трансформировала требования Европейской директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров путем принятия Правил Европейских сообществ о медиации (European Communities (Mediation) Regulations 2011), № 209, 2011 г. Однако нормы Европейской директивы распространяются только на трансграничные споры.

Кроме того, в 2010-2011 гг. Комиссией по правовой реформе в рамках работы над отчетом об альтернативном урегулировании споров был подготовлен Проект закона о медиации и согласительной процедуре, который содержал 108 рекомендаций − законодательных норм. Также указанной комиссией в 2012 г. в результате четырехлетней работы был подготовлен отдельный законопроект об Общей системе медиации (Draft General Scheme of Mediation Bill), который был одобрен ирландским правительством в марте 2012 г. и планируется к принятию в 2015 г. .

2. Определение медиации. В условиях отсутствия специального законодательства термин медиация также не имеет устоявшегося определения. Согласно действующей практике и опубликованным проектам законов, необходимо разделять медиацию, где медиатор играет содействующую, помогающую роль и не делает предложений об урегулировании, и согласительную процедуру, которая в большей степени относится к консультированию, в котором третье лицо уполномочено делать (и на практике от такого лица ждут) предложения об урегулировании спора и высказывать оценку. Однако в настоящее время в обыденной практике термины «медиация» и «согласительная процедура» часто используются как синонимы, как и в ранее принятых актах.

3. Сферы применения медиации. Медиация сегодня применятся в таких сферах, как трудовые и семейные споры, торговые и коммерческие споры, гражданские споры, связанные с арендой жилья, нанесением личного вреда, трансграничные гражданские и коммерческие споры.

4. Добровольность участия в медиации, влияние медиативной оговорки. Процедура медиации в целом является добровольной. Однако существует исключение, согласно которому суд при рассмотрении дела о нанесении личного вреда (травм), в соответствии со ст. 15 Акта о гражданской ответственности и судах от 2004 г., вправе направить стороны на медиативную конференцию, если хотя бы одна из сторон заявит о желании участвовать в медиации. Данную конференцию будет проводить лицо, согласованное сторонами. В случае, если кандидатура медиатора не будет согласована сторонами, медиатор будет назначен судом либо из числа адвокатов с пятилетним стажем, либо из числа медиаторов, аккредитованных одной из следующих организаций:

  • Friary Law;
  • Форум медиации – Ирландия (Mediation Forum-Ireland);
  • Институт медиаторов Ирландии (Mediator’s Institute of Ireland);
  • Совет адвокатов (The Bar Council);
  • Королевский институт арбитров (Ирландское отделение) (The Chartered Institute of Arbitrators Irish Branch);
  • Юридическое сообщество Ирландии (The Law Society of Ireland);
  • Международный Центр урегулирования споров (The International Centre for Dispute Resolution).

В случае если сторона откажется от участия в медиативной конференции, это может иметь негативные последствия в виде наложения на нее судом судебных расходов (ст. 16 (3) (b) Акта о гражданской ответственности и судах от 2004 г.).

Медиативная оговорка в договоре сторон является контрактным обязательством, которое не влечет процессуальных последствий. Стороны могут в нарушение медиативной оговорки сразу обратиться в суд, при этом суд вправе учесть данное обстоятельство при решении вопроса о распределении судебных расходов.

5. Последствия отказа от медиации, стимулирование применения медиации. Суд при решении вопроса о распределении судебных расходов может принять во внимание недостаточность причин (аргументов), объясняющих отказ стороны от попыток использовать медиацию, либо необоснованное прекращение медиации. Какие-либо иные санкции за отказ от участия в медиации отсутствуют. Также отсутствует законодательное стимулирование обращения к процедуре медиации.

6. Участие государства в организации медиативной помощи, покрытие расходов на медиацию в рамках бесплатной юридической помощи, в рамках юридического страхования. В настоящее время медиативные услуги оказываются бесплатно в рамках пилотного проекта по семейной медиации в районном суде Дублина. Услуги медиации там предоставляются одновременно с бесплатной юридической помощью в рамках сотрудничества Службы ирландских судов, Совета по бесплатной юридической помощи и Службы семейной медиации.

Отдельно следует отметить деятельность государственной службы семейной медиации (находится в структуре Министерства по социальным и семейным вопросам), которая предлагает свои услуги на бесплатной основе в Дублине и 15 филиалах в других городах.

В остальных случаях расходы на медиацию не покрываются системой бесплатной юридической помощи. Также расходы на медиацию не покрываются юридической страховкой.

7. Правовое регулирование процедуры (процесса) медиации, влияние на сроки исковой давности. В связи с отсутствием специального законодательства о медиации, проведение процедуры полностью регулируется договором сторон и медиатора. Правила Европейских сообществ о медиации, а также законопроект об общей системе медиации регулируют только отдельные аспекты медиации, например, принципы медиации, сроки исковой давности и т.д., но не регламентируют сам процесс медиации.

Отдельные нормы о целях и правилах медиации, в том числе принципах, присутствуют в ст. 95, 101 Акта о ренте жилья 2004 г. и в ст. 15 (5) Акта о гражданской ответственности и судах от 2004 г.; ст. 9 Закона о семейном праве (разводе) содержит требования конфиденциальности. Хотя медиатор вправе делать не обязывающие стороны предложения об урегулировании спора, однако согласно действующей практике это является редкостью, так как в таком случае подобная деятельность будет считаться формой согласительной процедуры.

В соответствии с Правилами Европейских сообществ о медиации, течение срока исковой давности приостанавливается на срок с момента начала трансграничной медиации до истечения 30 дней после завершения медиации. То есть не применяются положения Закона о сроках исковой давности от 1957 г., а также Закона о поправках к срокам исковой давности от 1991 г. В случае проведения внутренней внесудебной медиации сроки исковой давности продолжают течь. В отличие от внесудебной медиации, во время проведения медиации при суде сроки исковой давности регулируются иначе: приостанавливаются или прерываются, в соответствии с общими правилами судебного порядка урегулирования, так как процедура медиации начинается после подачи иска в суд.

8. Медиация как часть правовой системы, взаимодействие института медиации с судами. Институт медиации с момента принятия Правил Европейских сообществ о медиации является частью правовой системы Ирландии. При этом Ирландия является одной из немногих стран общего права, в которой пока нет устоявшейся системы судебной медиации. Развиваются отдельные проекты медиации при суде, в том числе пилотная программа по семейной медиации в районном суде Дублина.

9. Полномочия суда по поддержке и продвижению медиации. Судья не вправе директивно направить стороны на медиацию, однако может по своему усмотрению рекомендовать или направить стороны на альтернативное урегулирование спора, в том числе медиацию, после начала судебного процесса. Направление на медиацию также возможно по запросу сторон. Возможность таких действий предусмотрена, например, нормами Коммерческого реестра Высшего суда по Акту о развитии многомодульного суда 2011 г. (Multi-Unit Developments Act, 2011), в случае трансграничных споров − в соответствии с Правилами Европейских сообществ о медиации, а также в соответствии с нормами Акта о ренте жилья 2004 г., Правил Высших судов (Коммерческое судопроизводство) и др. На время проведения медиации судебное разбирательство откладывается.

10. Наличие судебной медиации (медиации, осуществляемой судьями). Медиация не проводится судьями, судьи не вправе выступать медиаторами.

11. Регулирование конфиденциальности. В настоящее время конфиденциальность медиации законодательно гарантируется в трансграничных спорах, где согласно Правилам Европейских Сообществ о медиации, медиатор (или иное лицо, вовлеченное в администрирование медиации) не может быть вызван в суд (третейский суд) в рамках гражданского или коммерческого процесса для дачи показаний в отношении сведений, ставших известными в медиации или в связи с ее проведением. Исключения из правила конфиденциальности приведены в ст. 4(2),(3) указанного документа. Так, при наличии письменного согласия сторон, медиатор (или иное лицо, связанное с администрированием медиации) вправе раскрыть информацию. Ст. 15 (5) Акта о гражданской ответственности и судах от 2004 г., ст. 9 Закона о семейном праве (разводе) также содержат требования о конфиденциальности медиации.

Общие гарантии конфиденциальности для любых видов медиации должны появиться после принятия соответствующего закона о медиации. Однако до тех пор применяются правила, стандартные для общего права: заявления, сделанные на переговорах в отношении урегулирования спора, не могут быть позднее приняты судом, рассматривающим этот же спор. Кроме того, лицо, получившее конфиденциальную информацию, не может ее использовать без разрешения. Стороны также вправе урегулировать вопрос о конфиденциальности с помощью специального соглашения. Суд может освободить от обязанности сохранять конфиденциальность в определенных случаях.

12. Исполнение медиативных соглашений. Медиативное соглашение является договором сторон, который, как правило, затем заверяется адвокатами сторон для придания ему обязательной силы.

В случае трансграничной медиации медиативное соглашение возможно принудительно исполнить, если стороны вместе (либо одна из сторон при согласии другой стороны) обратятся в суд:

1) согласно ст. 5 (1) Правил Европейских сообществ о медиации, устанавливается, что в случае проведения медиации после начала судебного разбирательства стороны могут обратиться в суд для получения приказа, который становится решением суда и таким образом может быть принудительно исполнен. В случае проведения внутренней медиации стороны также могут обратиться в суд для получения такого приказа;
2) согласно ст. 5 (2) Правил Европейских сообществ о медиации, в случае проведения медиации до обращения в суд, одна сторона при согласии другой стороны, вправе обратиться к Магистру Верховного суда для издания приказа, аналогичного указанному в пп. 1.

В случае проведения внутренней медиации возможность принудительного исполнения медиативного соглашения существует только в случае, если спор уже рассматривается судом или третейским судом, который на основании соглашения сторон может вынести соответствующее решение.

Кроме того, отдельно можно выделить медиативные соглашения по арендным спорам, которые могут быть заключены в особой форме, согласно ст. 121 Акта о ренте жилья 2004 г., и также могут быть принудительно исполнены.

13. Система подготовки, аккредитации/сертификации медиаторов, регулирование допуска к медиативной практике. Звание «медиатор» не защищается действующим законодательством, для занятия медиативной деятельностью необязательно наличие какой-либо аккредитации/сертификации. Также не установлены требования в отношении образования медиаторов. Как следствие, различные организации используют разные стандарты, правила аккредитации, а также устанавливают собственные требования к образованию медиаторов.

Стороны свободны в определении медиатора для урегулирования их спора, в том числе, когда медиация происходит по направлению суда. Таким образом, требования к медиаторам устанавливаются, как правило:

  • соглашением сторон;
  • правилами аккредитации организации медиаторов;
  • правилами конкретного суда, в рамках реализации проектов по медиации.

Обучением медиаторов занимаются различные организации. Каких-либо государственных требований к организациям медиаторов, провайдерам медиативных услуг не установлено. Это могут быть как частные организации, так и государственные (например, существуют государственные службы семейной медиации), либо специализирующие только на медиации, либо более широкого профиля.

14. Контроль качества подготовки. Различные организации медиаторов имеют собственные правила проверки качества подготовки медиаторов, устанавливая различные формы экзаменов, в том числе проводят оценку практических навыков.

15. Контроль качества оказываемых медиативных услуг. Различные организации медиаторов имеют собственные стандарты оказания медиативных услуг, правила аккредитации, предусматривающие способы контроля качества услуг, оказываемых членами организации.

16. Юридическое сопровождение в медиации, обучение юристов в сфере медиации. Вопрос об участии адвокатов в медиации решается на усмотрение сторон. В настоящее время также отсутствуют универсальные нормы, которые устанавливали бы обязанность адвокатов информировать клиентов о возможностях медиации. Однако в деле о разводе юридические представители сторон обязаны информировать стороны о возможности применения медиации, в соответствии с Законом о семейном праве (разводе) 1996 г. (ст. 6, 7).

При этом курсы по медиации и иным АРС часто включаются в качестве дополнительного компонента при обучении на юридических специальностях, в том числе при подготовке в качестве солиситора или барристера.

Примечания

Информация настоящего раздела о национальном регулировании медиации основана на данных, опубликованных в нескольких специализированных изданиях, а также заимствованных из открытых источников, доступных в сети Интернет (Например, открытая база юридических данных по более чем 70 странам http://www.mondaq.com/about.asp; раздел о медиации в ЕС на портале электронного правосудия https://e-justice.europa.eu/content_mediation_in_member_states-64-en.do и др.).

Перечень специализированных изданий:

  1. Mediation: Principles and Regulation in Comparative Perspective / Eds. by K.J. Hopt, F.Steffek. Oxford University Press, 2013.
  2. Commercial mediation – a comparative review // Linklaters LLP, 2013.
  3. Исследование для Комитета Европейского Парламента по правовым вопросам: «Rebooting» the mediation directive. Assessing the limited impact of its implementation and proposing measures to increase the number of mediations in the EU / Eds. by G. De Palo, L. D’Urso, M. Trevor, B. Branon, R. Canessa, B. Cawyer, L.R. Florence // European Parliament, manuscript, 2014.
  4. The Variegated Landscape of Mediation: A Comparative Study of Mediation Regulation and Practices in Europe and the World / Eds. by M. Schonewille, F. Schonewille. Eleven International Publishing, 2014.

Для удобства изложения информации в дальнейшем используются следующие термины и сокращения:

  • АРС – альтернативное разрешение споров, альтернативные методы (способы) разрешения споров;
  • ГПК – Гражданский процессуальный кодекс (соответствующей рассматриваемой юрисдикции);
  • внутренние споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) внутри одного государства;
  • трансграничные споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) в разных государствах. Для стран – членов ЕС термин «трансграничный спор» применяется в значении, установленном ст. 1 Европейской Директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров;
  • внутренняя медиация – медиация как метод урегулирования внутренних споров;
  • трансграничная медиация – медиация как метод урегулирования трансграничных споров.
© ФГБУ «ФИМ».
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать Вконтакте

Back to Top