Греция

 

1. Законодательное регулирование медиации и влияние Европейского законодательства (если применимо). Медиация в греческом законодательстве регулируется Законом о медиации в гражданской и коммерческой сферах № 3898/2010 (Mediation in Civil and Commercial Matters Act) (далее: Закон о медиации), который был дополнен Законом №4111/2013. Указанный закон имплементировал все нормы Европейской директивы №2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров. Нормы Европейской директивы полностью распространяются на медиацию как во внутренних, так и трансграничных гражданских и коммерческих спорах.

Указом Президента № 123/2011 установлены требования к образованию медиаторов, к образовательным организациям по медиации в гражданской и коммерческой сферах, в том числе правила лицензирования образовательных организаций. Министерским декретом 09087/2011 учрежден Комитет по сертификации/аккредитации медиаторов. Греческий кодекс поведения для аккредитованных медиаторов утвержден Министерским декретом 109088/2011 (далее: Кодекс поведения аккредитованных медиаторов). Этим же декретом, а также дополняющим его Министерским декретом 107309/2012 установлена процедура признания аккредитации медиаторов, полученной за рубежом. Регулирование гонораров медиаторов определяется Министерским декретом 1460/2012. Министерскими декретами 34801/2012, 34802/2012 установлены правила работы экзаменационной комиссии для кандидатов в медиаторы, процедура оценки тренинговых центров по медиации, процедура оценки аккредитованных медиаторов. Министерским декретом 85485/2012 определены размеры процедурных сборов, применяемых в целях медиации.

Судебная медиация и медиация при суде в судах первой инстанции регулируется Законом 4055/2012. Позднее нормы о судебной медиации и медиации при суде для судов апелляционной инстанции были установлены Законом 4139/2013. Судебная медиация также регулируется греческим Гражданским процессуальным кодексом.

В 2006 г. медиация законодательно была введена и в уголовное право − по делам, где присутствует домашнее насилие (ст. 11 гл. D Закона 3500/2006), и по делам, где предъявляются иски к имеющим большую задолженность физическим лицам и домохозяйствам (Закон 3500/2006). Законом 4013/2011 установлена процедура урегулирования споров и в сфере коммерческой ренты (ст. 15), а также процедура восстановления бизнеса (реструктуризации) путем заключения соглашения между кредиторами и должником при содействии медиатора (ст. 12, которая внесла изменения в Закон о банкротстве 3869/2010).

2. Определение медиации. В греческом Законе о медиации [ст. 4 (b)] используется то понятие медиации, которое соответствует определению, содержащемуся в Европейской директиве: медиация – «это структурированный процесс, как бы он ни назывался, в котором две или более сторон спора пытаются на добровольной основе достигнуть соглашения по урегулированию спора при содействии медиатора». В преамбуле Закона о медиации также раскрывается понятие медиации как альтернативного метода урегулирования частных споров: медиация – это процедура, в которой стороны, при содействии независимого третьего лица, медиатора, рассматривают различные аспекты своего спора, исследуют альтернативные решения и пытаются достигнуть соглашения, которое отвечает их реальным интересам.

3. Сферы применения медиации. В настоящее время медиация законодательно регулируется и получила свое распространение при разрешении гражданских и коммерческих споров, а также отдельных видов споров: реструктуризация задолженности в некоторых делах, связанных с банкротством, а также в спорах, где присутствует домашнее насилие. Необходимо отметить, что Закон о медиации (ст. 2) распространяет свое действие только на применение медиации в спорах, в которых стороны вправе свободно распоряжаться своими правами и обязанностями.

4. Добровольность участия в медиации, влияние медиативной оговорки. В соответствии с действующим Законом о медиации, медиация является полностью добровольной процедурой, однако обсуждается возможность введения обязательной медиации для урегулирования споров по малым искам (до 5000 евро) и в случае предъявления исков к физическим лицам и домохозяйствам, имеющим большую задолженность. При этом суды вправе рекомендовать медиацию, но не могут обязать участвовать в медиации, за исключением случаев, когда проведение медиации было уже предписано судом другого государства-члена ЕС, либо будут установлены новые правила (ст. 3(с),(d) Закона о медиации).

Институт медиативной оговорки отдельно Законом о медиации не регулируется, а в соответствии с общими нормами греческого законодательства нарушение медиативной оговорки расценивается только как нарушение контрактных обязательств и не влечет процессуальных последствий. Таким образом, существование медиативной оговорки не является препятствием для обращения в суд.

5. Последствия отказа от медиации, стимулирование применения медиации. Законодательно не установлены какие-либо негативные последствия для сторон в случае их отказа от участия в медиации. При этом применение медиации стимулируется путем невзимания судебных регистрационных сборов за регистрацию медиативного соглашения (в случае проведения процедуры, позволяющей принудительное исполнение медиативного соглашения), взимается только процедурный сбор в размере 100 евро (Министерский декрет 85485/2012).

6. Участие государства в организации медиативной помощи, покрытие расходов на медиацию в рамках бесплатной юридической помощи, в рамках юридического страхования. В Греции расходы на медиацию не покрываются ни системой бесплатной юридической помощи, ни системой страхования. Государством установлено регулирование в сфере определения гонорара медиатора. Так, ст. 12 Закона о медиации определяет, что максимальное количество часов, за которые может взиматься оплата, включая само проведение медиации и подготовку к процедуре, составляет 24 часа. Эта же статья указывает, что конкретный размер гонорара согласуется и может быть изменен сторонами и медиатором, при этом п. 3 ст. 12 установлено, что почасовая ставка медиатора определяется специальным министерским декретом.

Министерский декрет 1460/2012 установил максимальный размер гонорара медиатора: 100 евро. Также государством установлено, что в случае проведения медиации по иску к имеющим большую задолженность физическим лицам и домохозяйствам, размер гонорара медиатора является фиксированным и составляет 200 евро. Судебная медиация (медиация, проводимая судьями) проводится для сторон бесплатно, за исключением гонорара адвоката и суммы 20 евро, оплачиваемой в случае заключения соглашения.

7. Правовое регулирование процедуры (процесса) медиации, влияние на сроки исковой давности. Закон о медиации, а также Кодекс поведения аккредитованных медиаторов устанавливают только общие нормы в отношении процедуры медиации и определенные ограничения для ее проведения. Сам процесс проведения процедуры определяется медиатором и сторонами (ст. 8 Закона о медиации) и регулируется соглашением о проведении медиации.

Медиатор отвечает только за умышленное нарушение своих обязательств. Согласно ст. 5 Кодекса поведения аккредитованных медиаторов, нарушение обязанностей, установленных Кодексом, в зависимости от тяжести и повторяемости, может повлечь наложение санкций в виде временного или постоянного отзыва аккредитации медиатора.

Закон о медиации устанавливает несколько оснований для начала проведения медиации:
1) в соответствии со ст. 3(1), медиация может быть начата до обращения в суд или сразу после подачи иска;
2) в соответствии со ст. 3(2), медиация может быть инициирована судом, то есть по предложению суда, на любом этапе разбирательства и в зависимости от особенностей спора;
3) в соответствии со ст. 3 (1) (с), по предписанию суда другого государства-члена ЕС;
4) в соответствии со ст. 2 (d), медиация может быть начата, если ее проведение по отдельным видам споров предусмотрено законом. Это относится, например: к случаям реструктуризации задолженности (ст. 99-106 Закона о банкротстве 3588/2007); к случаям, когда, в соответствии с Законом 2251/1994 о защите потребителей, учреждаются органы по внесудебному урегулированию потребительских споров; к случаям об урегулировании дел с участием физических лиц, имеющим большую задолженность (ст. 2 Закона 3869/2010).

Закон о медиации не запрещает медиатору высказывать мнение или предложение об урегулировании спора, хотя на практике это в целом не принято. Давать правовую оценку спора и выступать с необязательными предложениями об урегулировании (ст. 214В (3) ГПК) имеют право судьи-медиаторы.

На время проведения процедуры медиации приостанавливается течение сроков исковой давности, а также иных сроков на предъявление претензий (ст. 3, 11 Закона о медиации).

8. Медиация как часть правовой системы, взаимодействие института медиации с судами. Медиация является частью правовой системы Греции с момента принятия специального законодательства. Кроме того, существует система судебной медиации, когда процедура медиации проводится самими судьями. Интересно отметить, что согласно ст. 214 А ГПК установлена норма, в соответствии с которой третьи лица не вправе участвовать в процедуре медиации, проводимой судом. Помимо медиации, греческому законодательству известны такие альтернативные способы урегулирования споров, как третейский суд, урегулирование спора (примирение сторон) при содействии судьи, в том числе мирового судьи (ст. 208, 233 ГПК), мировое соглашение, заключаемое как с привлечением третьего лица, так и в результате прямых переговоров (ст. 214А).

9. Полномочия суда по поддержке и продвижению медиации. Судья вправе на любом этапе рассмотрения гражданского или коммерческого спора, принимая во внимание обстоятельства дела, предложить сторонам попытаться урегулировать спор с помощью медиации (ст. 3(2) Закона о медиации). Если стороны выразят свое согласие на медиацию, судебное разбирательство подлежит отложению на срок от 3 до 6 месяцев. У судьи отсутствует право принудительно направить стороны на медиацию.

10. Наличие судебной медиации (медиации, осуществляемой судьями). Возможность судебной медиации установлена ст. 7 Закона 4055/2012, ст. 214В Гражданского процессуального кодекса Греции (Закон № 4055/2012). В соответствии с действующим законодательством каждый суд первой и второй инстанции может назначить медиаторов сроком на два года из числа председателей судов или старших судей.

11. Регулирование конфиденциальности. В соответствии со ст. 10 Закона о медиации, медиатор, стороны, адвокаты сторон и иные лица, вовлеченные в процесс медиации, если не договорятся об ином, обязаны письменно подтвердить обязательство о конфиденциальности медиации. Они не могут быть вызваны в суд в качестве свидетелей, а также их не могут обязать предъявлять какие-либо доказательства в последующих судебных, третейских разбирательствах, за исключением причин, обусловленных общественной (государственной) политикой (в частности, в случае защиты интересов детей или для предотвращения ущерба физическому или психологическому здоровью человека). В соответствии со статьей 9(3), если стороны пожелают, они могут также обязать себя сохранять конфиденциальность в отношении содержания медиативного соглашения, за исключением случаев, если его раскрытие является необходимым для обеспечения принудительного исполнения медиативного соглашения.

12. Исполнение медиативных соглашений. Медиативное соглашение является контрактом сторон, имеющим обязательную силу. Медиативное соглашение в совокупности с рядом других документов и сведений включается в протокол медиации (ст. 9(1) Закона о медиации), который подписывается сторонами, адвокатами сторон и медиатором (ст. 9 (2) Закона о медиации).

Медиативному соглашению можно придать возможность принудительного исполнения путем специальной процедуры – направление медиатором по запросу одной из сторон медиативного соглашения (протокола) в секретариат суда первой инстанции по месту проведения медиации. После регистрации медиативного соглашения оно может быть признано судом обязательным для исполнения (ст. 9 (3) Закона о медиации, ст. 904 (2) (с) ГПК).

13. Система подготовки, аккредитации/сертификации медиаторов, регулирование допуска к медиативной практике. В Греции существует система аккредитации как медиаторов, так и организаций, осуществляющих их подготовку. Аккредитованные медиаторы состоят в государственном реестре, данные которого опубликованы на сайте Министерства юстиции, а также передаются во все суды.

Аккредитацией медиаторов и тренинговых центров по медиации, в соответствии со ст. 7 Закона о медиации, занимается Генеральный административный директорат греческого Министерства юстиции, транспарентности и прав человека (далее: Генеральный административный директорат). В соответствии со ст. 7 (2), Министерство юстиции своими декретами регулирует такие вопросы, как определение механизма контроля качества для оценки медиаторов, требования к аккредитации иностранных медиаторов, кодекс этики, иные вопросы, связанные с аккредитацией

Для аккредитации необходимо прохождение обучения в общественном тренинговом центре по медиации. Указанные правила установлены Законом о медиации и Указом президента № 123/2011. Данные акты устанавливают условия и требования к допуску (лицензированию) и ведению деятельности тренинговыми центрами по медиации в гражданской и коммерческой сферах. Примечательно, что обучение медиации могут осуществлять только общественные организации, образованные совместно на базе Ассоциации адвокатов и какой-либо торговой/промышленной/профессиональной палаты (ст. 1,3 Указа президента №123/2011, ст. 5(1) Закона о медиации). При этом на практике указанные общественные тренинговые центры по медиации проводят обучение за счет привлечения иностранных образовательных центров по медиации. Системы частной аккредитации/сертификации частными организациями медиаторов отсутствует.

Указом президента установлена минимальная длительность базовой подготовки медиаторов – 40 часов. Этим же указом установлена обязательность повышения квалификации длительностью 10 часов каждые два года. Для начала обучения медиации лицо должно иметь любое базовое высшее образование (бакалавриат). До 30 марта 2014 г. аккредитованными медиаторами, проводящими процедуры по урегулированию внутренних споров, могли быть только адвокаты. В настоящее время лицо любой профессиональной принадлежности может быть медиатором как во внутренних, так и трансграничных спорах (при наличии сертификата).

Отдельные правила установлены для допуска медиаторов, рассматривающих дела, где существует домашнее насилие. Так, медиаторами в таких делах могут быть только государственные прокуроры (ст. 11 Глава D Закона 3500/2006).

Важно отметить, что не предъявляются какие-либо требования к обучению по медиации медиаторов-судей, назначаемых в соответствии со ст. 214 (В) ГПК и ст. 7 Закона 4055/2012, а также не установлены требования к их сертификации/аккредитации. При этом законом не определены и какие-либо требования к организациям медиаторов / провайдерам медиативных услуг, отсутствуют специальные требования в отношении организационно-правовой формы. Медиаторы могут также оказывать медиативные услуги индивидуально.

14. Контроль качества подготовки. Контроль качества подготовки медиаторов осуществляется как общественными тренинговыми центрами (например, через процедуру оценки практических навыков), так и государством. Генеральный административный директорат аккредитует медиаторов после прохождения ими устного и письменного экзамена специальной «экзаменационной комиссией для кандидатов в медиаторы». Комиссия состоит из трех человек: двух членов Комитета по аккредитации медиаторов и судьи Верховного суда.

15. Контроль качества оказываемых медиативных услуг. В настоящее время законодательством установлена процедура государственной аккредитации медиаторов, которая может быть приостановлена или прекращена в случае нарушения медиатором своих профессиональных обязанностей, в том числе в случае нарушения кодекса профессиональной этики.

16. Юридическое сопровождение в медиации, обучение юристов в сфере медиации. Исходя из Закона о медиации, предполагается непосредственное участие сторон спора в процедуре медиации. Согласно греческому законодательству участие адвокатов в процедуре медиации является обязательным (ст. 214 А (4) ГПК, ст. 8(1) Закона о медиации, п. 3 ст. 5 Закона 4055/2012). Такое правило призвано улучшить качество проведения медиации и достигаемых результатов, а также будет способствовать дальнейшему развитию медиации. При этом не установлены какие-либо специальные государственные требования к подготовке адвокатов, участвующих в медиации. Существуют отдельные курсы по медиации для адвокатов, в том числе по сопровождению клиентов в медиации, которые проводятся в рамках образовательных программ после базового высшего образования (магистратура, повышение квалификации).

Новый кодекс адвокатов был принят Законом 4194/2013. Статья 130 Кодекса (озаглавленная «Медиация») отражает поддержку, оказываемую институту медиации адвокатским сообществом. В параграфе 1 установлена необходимость принятия мер адвокатским сообществом по информированию о медиации как юристов вообще, так и более широких кругов населения.

Примечания

Информация настоящего раздела о национальном регулировании медиации основана на данных, опубликованных в нескольких специализированных изданиях, а также заимствованных из открытых источников, доступных в сети Интернет (Например, открытая база юридических данных по более чем 70 странам http://www.mondaq.com/about.asp; раздел о медиации в ЕС на портале электронного правосудия https://e-justice.europa.eu/content_mediation_in_member_states-64-en.do и др.).

Перечень специализированных изданий:

  1. Mediation: Principles and Regulation in Comparative Perspective / Eds. by K.J. Hopt, F.Steffek. Oxford University Press, 2013.
  2. Commercial mediation – a comparative review // Linklaters LLP, 2013.
  3. Исследование для Комитета Европейского Парламента по правовым вопросам: «Rebooting» the mediation directive. Assessing the limited impact of its implementation and proposing measures to increase the number of mediations in the EU / Eds. by G. De Palo, L. D’Urso, M. Trevor, B. Branon, R. Canessa, B. Cawyer, L.R. Florence // European Parliament, manuscript, 2014.
  4. The Variegated Landscape of Mediation: A Comparative Study of Mediation Regulation and Practices in Europe and the World / Eds. by M. Schonewille, F. Schonewille. Eleven International Publishing, 2014.

Для удобства изложения информации в дальнейшем используются следующие термины и сокращения:

  • АРС – альтернативное разрешение споров, альтернативные методы (способы) разрешения споров;
  • ГПК – Гражданский процессуальный кодекс (соответствующей рассматриваемой юрисдикции);
  • внутренние споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) внутри одного государства;
  • трансграничные споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) в разных государствах. Для стран – членов ЕС термин «трансграничный спор» применяется в значении, установленном ст. 1 Европейской Директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров;
  • внутренняя медиация – медиация как метод урегулирования внутренних споров;
  • трансграничная медиация – медиация как метод урегулирования трансграничных споров.
© ФГБУ «ФИМ».
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать Вконтакте

Back to Top