Франция

 

1. Законодательное регулирование медиации и влияние Европейского законодательства (если применимо). Юридической основой гражданской медиации (включая коммерческую и связанную с трудовыми отношениями) являются следующие нормативно-правовые акты: Акт № 95-125 от 8 февраля 1995 г., Указ № 96-652 от 22 июля 1996 г., Указ № 2012-66 от 20 января 2012 г.

Постановление № 2011-1540 от 16 ноября 2011 г. и производный от него Указ № 2012-66 ввели в действие положения Европейской директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров. Проведение медиации также регулируется нормами Гражданского процессуального, Трудового, Уголовного, Уголовно-процессуального, Монетарного и Финансового кодексов. Нормы о медиации также присутствуют в различных министерских и ведомственных документах.

Европейская директива по медиации оказала значительное влияние на действующее французское законодательство. В частности, было использовано определение медиации в соответствии с Европейской директивой, а также само действие Директивы было распространено на все виды внутренних споров, а не только трансграничных (кроме трудовых споров и публичных административных споров).

2. Определение медиации. Согласно главе 21 Постановления № 2011-1540 от 16 ноября 2011 г., Указу № 2012-66, медиация – это любой структурированный процесс, как бы он ни назывался, в котором две или более стороны спора пытаются достичь соглашения по дружественному урегулированию их спора с помощью третьей стороны, медиатора, выбираемого ими или определенного судом, рассматривающим спор, при согласии сторон.

Французское законодательство в ряде случаев не разделяет термины «согласительная процедура» и «медиация», хотя на практике данные процедуры различаются, о чем говорят отдельные нормы гражданского процессуального кодекса (ст. 21,127,139-1), указывающие, что согласительная процедура проводится судьей или судебным примирителем.

3. Сферы применения медиации. Медиация применима в любых сферах права при условии, что она не подрывает правила публичного порядка, регулирующие социальное и финансовое поведение. Согласно разделу 1528 Гражданского кодекса, стороны спора могут по своему усмотрению и в соответствии с правилами, установленными Кодексом, попытаться дружественно урегулировать спор с помощью медиатора, судебного примирителя, или в ходе сотрудничающей процедуры, с помощью адвоката. Таким образом, медиация применима для урегулирования гражданских, коммерческих, трудовых, семейных споров. Медиация развивается также в сфере уголовного права в отношении правонарушений, совершенных как взрослыми, так и несовершеннолетними. Медиация получила развитие в урегулировании административных споров (медиация в сфере урегулирования налоговых споров, споров на финансовых рынках). Медиация во Франции развивается в двух формах: как частная внесудебная медиация и как медиация при суде (по направлению суда).

4. Добровольность участия в медиации, влияние медиативной оговорки. В настоящее время процедура медиации является добровольной. Однако в качестве обязательной досудебной процедуры для некоторых категорий споров предусмотрена согласительная процедура: для урегулирования споров, связанных с разводом супругов, а также дел, рассматриваемых советами по урегулированию трудовых споров и трибуналами по вопросам сельскохозяйственной аренды. Специальное правила, относящиеся к семейному законодательству (разделы 255 и 373 (2)-(10) Гражданского кодекса − о родительских правах и разводе, соответственно), также устанавливает право судьи в обязательном порядке направлять стороны к семейному медиатору, который бесплатно разъясняет сторонам цели и суть процедуры медиации.

В случае если стороны в контракте предусмотрели медиативную оговорку, она является обязательной, и до ее выполнения дело не может быть рассмотрено судом. Это относится даже к тем случаям, когда, по мнению сторон, проведение медиации будет нерезультативным. Если же в медиативной оговорке стороны не уточнили применимые правила и провайдера медиативных услуг, суд самостоятельно определяет такого провайдера (в данном случае применяются правила процедуры, установленные провайдером).

5. Последствия отказа от медиации, стимулирование применения медиации. Стороны не несут каких-либо негативных юридических последствий в случае отказа от использования медиации. Отказ от медиации не влечет наложение каких-либо санкций.

6. Участие государства в организации медиативной помощи, покрытие расходов на медиацию в рамках бесплатной юридической помощи, в рамках юридического страхования. В случае проведения медиации по направлению суда услуги медиатора могут быть компенсированы из средств, представляемых на юридическую помощь. Сумма определяется судьей в установленном законодательством порядке. Также существует множество схем, различающихся от суда к суду, в которых определяются порядок и размер оплаты медиативных услуг, в случае проведения медиации по направлению суда.

Кроме того, возможна компенсация услуг медиатора в сфере семейной медиации: установлена национальная шкала расходов сторон, которая определена в национальном протоколе, подписанном Министерством юстиции, Министерством труда, Министерством по социальным вопросам, Фондом семьи и солидарности, Национальным фондом по предоставлению семейного пособия, Центральным сельскохозяйственным фондом взаимной выгоды. Возмещению подлежат расходы провайдеров медиативных услуг, которые оказывают услуги семейной медиации и действуют в соответствии с правилами данной шкалы.

7. Правовое регулирование процедуры (процесса) медиации, влияние на сроки исковой давности. Процедура медиации отражена в секциях 131(1)-131(15) и секциях 1528-1568 Гражданского процессуального кодекса, которые регулируют следующие вопросы: длительность процедуры, кандидатура медиатора, полномочия медиатора, применение процедуры, прекращение процедуры, утверждение соглашения, финансовая компенсация услуг медиатора, принцип конфиденциальности и способы апелляции в ответ на решения суда о назначении или продлении медиации. При этом сам процесс (процедура) медиации регулируются договором между сторонами и медиатором.

Медиатор в ходе процедуры не делает предложений по урегулированию спора, если стороны не попросят его об этом. Однако необходимо отметить, что практика выражения медиатором мнения относительно возможного урегулирования спора является распространенной и востребованной.
Согласно разделу 2238 Гражданского Кодекса, срок исковой давности приостанавливается на время проведения медиации или согласительной процедуры со дня, когда стороны договорились начать процедуру, либо, в случае отсутствия письменного соглашения, со дня первой встречи на медиации или согласительной процедуре. Срок течения исковой давности возобновляется после окончания медиации на срок не менее 6 месяцев.

Особенности процедуры медиации установлены при урегулировании уголовных дел:
1) Процедура медиации по делам о правонарушениях, совершенных взрослыми, в основном, регулируется Уголовным процессуальным кодексом (ст. 41-1 и др.), а также Актом № 93-2 от 4 января 1993 г. о реформе уголовной процедуры. В соответствии с законодательством, медиация возможна только по инициативе прокурора и только до начала уголовного судебного процесса.
2) Специальная процедура в отношении несовершеннолетних (ст. 12-1 Регламента от 2 февраля 1945 г.). Медиация может проводиться на любом этапе судебного разбирательства.

8. Медиация как часть правовой системы, взаимодействие института медиации с судами. Медиация в целом приветствуется судебной системой, что отражается в судебной практике, допускающей в ряде случаев применение процедуры медиации (хотя, как правило, у судей нет возможностей императивно влиять на использование медиации). Так, Верховный суд определил обязательную силу медиативной оговорки.

9. Полномочия суда по поддержке и продвижению медиации. Суды вправе рекомендовать сторонам медиацию и направить их на процедуру медиации, назначив медиатора, на любом этапе гражданского разбирательства, при условии получения согласия сторон спора (раздел 131 (1) ГПК). Семейное законодательство, как было указано в предыдущих разделах, дает право судье направить стороны в обязательном порядке к семейному медиатору, который бесплатно разъясняет сторонам цели и суть процедуры медиации.

В сфере трудового права определены специальные правила направления на медиацию (общие нормы АРС рассмотрены в разделе 1529 ГПК, вопросам психологического буллинга (травли) посвящен раздел L.122(54) Трудового кодекса).

10. Наличие судебной медиации (медиации, осуществляемой судьями). Медиация не может проводиться судьями. Однако судьи, в соответствии с законодательством, вправе проводить согласительные процедуры (ст. 21, 127 Гражданского процессуального кодекса).

11. Регулирование конфиденциальности. Если стороны не договорятся об ином, процедура будет являться конфиденциальной (как для медиатора, так и участников медиации) (п. 21.3,24 Акта от 8 февраля 1995 г.). В случае если медиация происходит по направлению суда, конфиденциальность обсуждений гарантирована согласно ст. 131.14 ГПК. Ст. 1531 ГПК гарантирует конфиденциальность внесудебной медиации.

Медиатору также гарантируется свидетельский иммунитет (ст. 131.8(2) ГПК), за исключением случаев, установленных ст. 21.3(3) Акта от 8 февраля 1995 г. (в целях защиты публичного порядка, защиты интересов детей, физического и/или психического здоровья человека, в целях исполнения медиативного соглашения).

12. Исполнение медиативных соглашений. Медиативное соглашение в большинстве случаев считается контрактом, обязательным для исполнения. Оно может получить возможность принудительного исполнения в случае его утверждения судом, рассматривающим спор (ст. 131 (12) ГПК), а также в случае, если оно было признано и получило возможность принудительного исполнения в другом государстве − члене ЕС. Также Постановлением от 16 ноября 2011 г., разделами 1441 (4), 1534 ГПК и разделом 2 Указа 2012-66 установлена возможность придания принудительной силы медиативным соглашениям путем обращения в суд и в случае проведения медиации вне суда, при условии согласия обеих сторон.

Медиативное соглашение также может быть утверждено в качестве арбитражного решения, и медиатор по соглашению сторон может выступить в качестве третейского арбитра. Также в решении Кассационного суда № 09-12378 от 21 октября 2010 г. допускалось придание медиативному соглашению возможности принудительного исполнения путем нотариального заверения.

13. Система подготовки, аккредитации/сертификации медиаторов, регулирование допуска к медиативной практике. В настоящее время требования к подготовке медиаторов, за исключением семейных медиаторов и медиаторов по уголовным делам, свободно определяются механизмами рынка и не регулируются на государственном уровне. Согласно Указу № 2012-66 от 20 января 2012 г. и разделам 131-5, 1533 ГПК, медиатор (в качестве которого может выступать как физическое, так и юридическое лицо) должен уметь подтвердить, путем своей текущей или прошлой деятельности, что он обладает умениями, обусловленными существом спора или что он прошел обучение, имеет опыт или экспертные знания, необходимые для проведения медиации. Таким образом, квалификация медиатора определяется существом конкретного рассматриваемого спора, а медиатором может быть любое лицо при выполнении минимальных требований (отсутствие судимости, дисквалификации и иных ограничений). Основные требования, предъявляемые к медиатору, это компетентность и беспристрастность.

Законодательство не устанавливает требования к организационно-правовой форме оказания медиативных услуг или какие-либо иные требования: в качестве медиаторов могут выступать как индивидуальные лица, так и ассоциации, партнерства, частные компании.

Все организации медиаторов имеют собственные правила аккредитации своих медиаторов, которые предусматривают определенное количество часов базовой подготовки, а также требования к последующему повышению квалификации. Большинство организаций также выдвигают требования к практическому опыту и/или прохождению практического экзамена.

Для проведения семейной медиации обязательно наличие диплома семейного медиатора, согласно Указу от 2 декабря 2003 г. и министерским приказам от 12 февраля 2004 г., и от 19 марта 2012 г. Обучение семейных медиаторов проводится только аккредитованными организациями, а сам диплом выдается региональным агентством после обучения или подтверждения сертификационных тестов. Аккредитация образовательных организаций проводится Региональными офисами по оказанию услуг в сфере здоровья и социальной помощи. Обучение по программе семейной медиации предусматривает 560 часов подготовки (из них 70 часов практики) в течение трех лет, а также итоговое тестирование. Кроме того, семейный медиатор должен иметь профессиональное образование в юридической, социальной и медицинской сфере. Диплом выдается префектом региона.

Также следует отметить, что в сфере уголовного права, согласно министерскому циркуляру от 18 октября 1996 г., медиатор по уголовным делам должен пройти обучение по программе, одобренной Департаментом юстиции, однако специальное законодательство, устанавливающее требования к такой программе, не было принято. Медиатор по уголовным делам назначается прокурором в установленном Уголовным процессуальным кодексом порядке при соблюдении определенных критериев. Курсы по медиации не являются обязательным элементом подготовки юристов и адвокатов.

Медиаторы отличаются от примирителей, проводящих согласительную процедуру. Примирители являются официальными лицами суда, давшими присягу, которые ведут свою деятельность на добровольной основе. Примирители должны иметь, по крайней мере, 3 года юридического стажа. Примирители назначаются Первым президентом Апелляционного суда, после согласования с прокурором по предложению судьи, рассматривающего дело.

14. Контроль качества подготовки. В настоящее время на государственном уровне единые правила контроля подготовки установлены только для семейных медиаторов. В других сферах контроль качества подготовки медиаторов осуществляется различными организациями медиаторов.

15. Контроль качества оказываемых медиативных услуг. На государственном уровне отсутствуют какие-либо единые стандарты оказания медиативных услуг, отсутствует единый кодекс профессиональной этики: подобные документы принимаются ассоциациями медиаторов. 22 апреля 2003 г. Французский национальный консультативный совет по семейной медиации принял этические правила семейной медиации, которые в дальнейшем были отражены в этических кодексах/уставах двух федераций семейных медиаторов. Также каждая ассоциация имеет особые правила аккредитации (сертификации) медиаторов.

16. Юридическое сопровождение в медиации, обучение юристов в сфере медиации. В настоящее время законодательством не регулируется вопрос участия юристов в процедуре медиации, данный вопрос решается в каждом конкретном случае отдельно.

Примечания

Информация настоящего раздела о национальном регулировании медиации основана на данных, опубликованных в нескольких специализированных изданиях, а также заимствованных из открытых источников, доступных в сети Интернет (Например, открытая база юридических данных по более чем 70 странам http://www.mondaq.com/about.asp; раздел о медиации в ЕС на портале электронного правосудия https://e-justice.europa.eu/content_mediation_in_member_states-64-en.do и др.).

Перечень специализированных изданий:

  1. Mediation: Principles and Regulation in Comparative Perspective / Eds. by K.J. Hopt, F.Steffek. Oxford University Press, 2013.
  2. Commercial mediation – a comparative review // Linklaters LLP, 2013.
  3. Исследование для Комитета Европейского Парламента по правовым вопросам: «Rebooting» the mediation directive. Assessing the limited impact of its implementation and proposing measures to increase the number of mediations in the EU / Eds. by G. De Palo, L. D’Urso, M. Trevor, B. Branon, R. Canessa, B. Cawyer, L.R. Florence // European Parliament, manuscript, 2014.
  4. The Variegated Landscape of Mediation: A Comparative Study of Mediation Regulation and Practices in Europe and the World / Eds. by M. Schonewille, F. Schonewille. Eleven International Publishing, 2014.

Для удобства изложения информации в дальнейшем используются следующие термины и сокращения:

  • АРС – альтернативное разрешение споров, альтернативные методы (способы) разрешения споров;
  • ГПК – Гражданский процессуальный кодекс (соответствующей рассматриваемой юрисдикции);
  • внутренние споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) внутри одного государства;
  • трансграничные споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) в разных государствах. Для стран – членов ЕС термин «трансграничный спор» применяется в значении, установленном ст. 1 Европейской Директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров;
  • внутренняя медиация – медиация как метод урегулирования внутренних споров;
  • трансграничная медиация – медиация как метод урегулирования трансграничных споров.
© ФГБУ «ФИМ».
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать Вконтакте

Back to Top