Болгария

 
1. Законодательное регулирование медиации и влияние Европейского законодательства (если применимо). Закон о медиации № 110 был принят 17 декабря 2004 г. (далее: Закон о медиации), позднее он несколько раз дополнялся. В соответствии с Законом (ст. 8) было принято Постановление № 2 от 15 марта 2007 г. (с изменениями от 8 апреля 2011 г.), которое регламентировало вопросы аккредитации (регистрации) медиаторов и образовательных организаций по медиации, процедурные и этические правила поведения медиаторов, требования к образованию медиаторов (далее также: Постановление). Также Приказом Министерства юстиции № 17 от 16 июня 2005 г. (далее: Приказ Министерства юстиции) были утверждены Процедурные и Этические правила поведения медиатора.

Европейская Директива № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров была имплементирована в национальное законодательство путем внесения поправок в Закон о медиации в 2011 г. В основном были дополнены и внесены нормы о конфиденциальности, приостановлении течения сроков исковой давности, беспристрастности и независимости медиатора, приведении в исполнение медиативных решений. Таким образом, требования Директивы действуют как в отношении трансграничных, так и внутренних споров.
Отдельные нормы о медиации включены в положения Гражданского процессуального кодекса Болгарии (далее: ГПК).

2. Определение медиации. Согласно ст. 2 Закона о медиации, медиация – это добровольная и конфиденциальная процедура внесудебного урегулирования споров, в которой третье лицо, медиатор, содействует сторонам в достижении соглашения. В ст. 1 также указано, что медиация является альтернативным методом урегулирования правовых и неправовых споров.

3. Сферы применения медиации. Закон о медиации распространяется на медиацию в гражданских, коммерческих, трудовых, семейных и административных спорах, посвященных правам потребителей. Кроме того, медиация может применяться для урегулирования иных споров, в том числе в случаях, установленных Уголовным процессуальным кодексом (ст. 3 (1),(2) Закона о медиации), за исключением случаев, когда законом или иным нормативным актом установлена иная процедура для заключения соглашения (ст. 3 (3) Закона о медиации). Уголовный процессуальный кодекс пока не содержит норм о медиации.

Интересно отметить, что в соответствии со ст. 40 (1) Закона о патентном праве (2011 г.) споры между организацией по коллективному управлению правами и пользователем (организацией пользователей) могут быть урегулирован посредством медиации. Согласно ст. 40, министр культуры может составить перечень медиаторов для урегулирования указанных споров, также определены некоторые специальные требования к медиаторам.

Кроме того, в соответствии со ст. 182 (3), 184 (1) Закона о защите потребителей, медиация может быть использована для урегулирования споров между продавцом и потребителем. Законом установлен порядок назначения медиаторов для урегулирования указанных споров.

4. Добровольность участия в медиации, влияние медиативной оговорки. В соответствии со ст. 6 Закона о медиации стороны всегда участвуют в процедуре медиации добровольно. Хотя сторонам спора медиация может быть предложена судом, а в случае судебного разбирательства в связи с разводом суд обязан направить стороны на медиацию, но у сторон всегда есть право отказаться от участия в процедуре. Наличие медиативной оговорки в договоре сторон или соглашения о применении медиации не является препятствием для обращения в суд.

5. Последствия отказа от медиации, стимулирование применения медиации. В случае отказа сторон от участия в медиации они не несут какие-либо негативные последствия. В случае достижения соглашения сторонами в ходе судебного разбирательства и утверждения судом мирового соглашения, истцу возвращается половина государственной пошлины (ст. 78 (9) ГПК).

6. Участие государства в организации медиативной помощи, покрытие расходов на медиацию в рамках бесплатной юридической помощи, в рамках юридического страхования. Расходы на медиацию не покрываются программами бесплатной юридической помощи или за счет какого-либо страхования (хотя существует мнение, что, исходя из толкования ст. 21 Закона о бесплатной юридической помощи, расходы на медиацию должны все-таки покрываться государством).

Однако в рамках программ медиации при суде медиативные услуги оказываются медиаторами на добровольной и бесплатной основе. В рамках программ, например, при Софийском региональном суде (с 2010 г.), Софийском городском суде (с 2011 г.) медиативную помощь оказывает созданный Центр по урегулированию споров при суде (Court Settlement Centre). Участие в деятельности центра принимают как медиаторы-волонтеры, так и специально обученные судьи (однако, они не выступают медиаторами).

7. Правовое регулирование процедуры (процесса) медиации, влияние на сроки исковой давности. Закон о медиации регулирует общие вопросы в связи с проведением медиации и не регулирует сам ход (процесс) проведения процедуры. Законом определены основные принципы медиации (добровольность, конфиденциальность, беспристрастность и нейтральность медиатора), обязанности медиатора, в том числе этические, а также правила начала, приостановления или прекращения процедуры (например, ст. 14, регулирующая приостановление медиации, устанавливает обязанность сторон информировать суд о приостановке медиации). Закон также регулирует течение сроков исковой давности на время медиации и последствия заключения медиативного соглашения.

Сам процесс медиации определяется медиатором и сторонами. Приказом Министерства юстиции определено, что медиатор обязан действовать добросовестно, соблюдать этические правила поведения, соблюдать принцип независимости, беспристрастности и нейтральности, уважать мнение сторон и их равные права по участию в процедуре. Законом установлена возможность проведения медиации как в формате раздельных встреч, так и в рамках совместной встречи.

Согласно ст. 6 и ст. 10 (1) Закона о медиации, медиатору запрещается выносить решение по спору, давать юридические консультации или выражать мнение о юридической составляющей дела. Закон не запрещает медиатору по запросу сторон высказывать не обязывающее мнение по поводу спора, но только не по правовым вопросам.

Важно также отметить, что Законом о медиации [ст. 34 (2)] установлено правило, согласно которому гонорар медиатора не может зависеть или быть связан с результатом медиации. В остальном вопрос оплаты определяется сторонами свободно на основе договора с медиатором.
В соответствии со ст. 11 (а) Закона о медиации, установлено, что на время проведения медиации течение сроков исковой давности приостанавливается. При этом согласно ст. 11 (2) началом медиации является достижение сторонами соглашения о начале процедуры медиации, а в случае отсутствия явного соглашения − день первой встречи всех сторон и медиатора. Медиация не может длиться более 6 месяцев (ст. 15 (1),(6) Закона о медиации).

8. Медиация как часть правовой системы, взаимодействие института медиации с судами. Медиация является частью правовой системы Болгарии с момента принятия Закона о медиации. Взаимодействие института медиации и судов проявляется, прежде всего, через программы по медиации при судах и работу Центров по урегулированию споров при судах, в рамках которых происходит взаимодействие и взаимное информирование медиаторов, судей, координаторов программ. Центр по урегулированию споров при суде представляет собой самостоятельно организованную структуру, в которую входят заинтересованные судьи и медиаторы. В Центре установлены собственные правила, стандарты оценки медиативной деятельности и пр.

9. Полномочия суда по поддержке и продвижению медиации. У суда в соответствии со ст. 11 Закона о медиации есть общее право по своему усмотрению предложить сторонам обратиться к медиации для урегулирования их спора.

Кроме того, ст. 140 (3) и 374 (2) ГПК устанавливают право суда в ходе гражданского или коммерческого разбирательства направить стороны на медиацию при определении времени первого публичного слушания. Стороны могут самостоятельно обратиться к медиации, либо могут быть направлены на медиацию также на любом этапе разбирательства. На время проведения медиации судебное разбирательство приостанавливается (ст. 229 (1)(1) ГПК).

В соответствии со ст. 321 (2),(3) и (5) ГПК, ст. 49 (2) Семейного кодекса, в случае судебного рассмотрения дела по разводу суд обязан направить стороны на медиацию или иную процедуру для добровольного урегулирования спора.

Если стороны соглашаются на медиацию, судебное разбирательство приостанавливается только на основании ходатайства сторон (ст. 229 (1) ГПК), и в случае, если в течение шести месяцев ни одна из сторон не заявит о возобновлении разбирательства, рассмотрение дела прекращается (231 (1) ГПК). В случае заключения медиативного соглашения, в зависимости от его содержания, рассмотрение дела может быть прекращено судом, либо по взаимному согласию сторон продолжено.

10. Наличие судебной медиации (медиации, осуществляемой судьями). Ст. 4 Закона о медиации установлен прямой запрет на занятие судьями медиативной деятельностью.

11. Регулирование конфиденциальности. В соответствии со ст. 7(1) Закона о медиации участники медиации обязаны сохранять конфиденциальность сведений, фактов и документов, которые становятся известны в ходе процедуры. Медиатор обязан сохранять конфиденциальность всей полученной информации также и после прекращения своей деятельности в качестве медиатора в конкретном споре (п. 33 Постановления). Исключения из конфиденциальности полностью дублируют положение Европейской директивы о медиации: раскрытие необходимо, если оно имеет решающее значение в уголовном процессе, или для охраны общественного порядка, для защиты интересов детей, или для предотвращения вреда физическому или психологическому здоровью человека. Кроме того, нарушение конфиденциальности возможно в тех случаях, когда раскрытие содержания итогового соглашения необходимо в целях реализации или исполнения этого соглашения.

Следует отметить, что Закон прямо не запрещает сторонам и их адвокатам использовать информацию, полученную в процедуре медиации, в последующих судебных разбирательствах, а также отсутствуют санкции для сторон, адвокатов или медиаторов за использование такой информации. Отдельно ст. 10 (4) установлена обязанность медиатора не раскрывать сведения, полученные от одной из сторон (без ее однозначного согласия), другой стороне.

Согласно ст. 166 ГПК и ст. 7 Закона о медиации, медиатору предоставляется свидетельский иммунитет (право отказаться свидетельствовать, а также невозможность допроса медиатора как свидетеля, за исключением случая, когда стороны дали свое согласие на раскрытие информации).

12. Исполнение медиативных соглашений. Медиативное соглашение является договором сторон, закон не устанавливает обязанности медиатора подписывать медиативное соглашение. Стороны могут использовать несколько вариантов для того, чтобы медиативное соглашение могло быть принудительно исполнено:

  • в случае если медиация проводится после начала судебного рассмотрения дела, медиативное соглашение может быть утверждено как мировое соглашение (ст. 18 Закона о медиации, ст. 234 ГПК);
  • в случае проведения внесудебной медиации стороны могут обратиться для утверждения медиативного соглашения в районный суд. Если оно будет утверждено, оно будет иметь силу мирового соглашения и может быть принудительно исполнено. Суд при проверке медиативного соглашения проверяет согласие на это сторон, и только если соглашение не противоречит закону или основам нравственности (good morals);
  • стороны могут также заверить у нотариуса медиативное соглашение (417 ГПК), на основании которого суд может вынести решение об исполнении.

Однако такое соглашение может быть принудительно исполнено только в случае, если должник не заявит протест; в противном случае добиваться исполнения соглашения придется через суд.

13. Система подготовки, аккредитации/сертификации медиаторов, регулирование допуска к медиативной практике. Министерство юстиции Болгарии занимается аккредитацией медиаторов через процедуру включения в Единый реестр медиаторов. Только лицо, включенное в реестр, может заниматься медиативной деятельностью (однако санкции за нарушение данного правила отсутствуют).

Включение в реестр происходит при условии соответствия медиатора требованиям, предъявляемым Законом о медиации (ст. 8) и Постановлением, принятым в соответствии с указанным законом, в том числе:

  • дееспособность лица;
  • отсутствие судимости за уголовное преступление в сфере публичного права;
  • прохождение курса подготовки медиаторов;
  • отсутствие запрета на занятие профессиональной и иной деятельностью.

Иностранные медиаторы могут быть включены в Единый реестр медиаторов, если отвечают таким же требованиям, которые предъявляются к местным медиаторам, а также должны иметь разрешение на долговременное или постоянное пребывание в Болгарии [за исключением граждан государств − членов ЕС и Европейской экономической зоны и граждан Швейцарии, которым такие разрешения не нужны (ст. 8(2) Закона о медиации)].

В соответствии со ст. 4 Закона о медиации, лица, занимающиеся отправлением правосудия в системе юстиции, не могут заниматься медиацией. В данном случае запрет распространяется на судей, прокуроров и должностных лиц министерства.

Подготовкой медиаторов могут заниматься только аккредитованные Министерством юстиции организации (на сайте Министерства опубликован перечень образовательных организаций). Требования к образовательным организациям и реализуемым им программам установлены ст. 1 Закона о медиации и главой 2 Постановления. Обучение медиаторов должно составлять не менее 60 часов, из них не менее 30 часов − практических тренингов. Указанным Постановлением также регламентированы вопросы повышения квалификации медиаторов (п. 11а). Так, установлена минимальная длительность курса повышения квалификации (30 часов), который должен быть посвящен специальным вопросам медиации (например, коммерческой, семейной и пр.), а также определено содержание курса. При этом повышение квалификации рекомендовано для медиаторов и не является обязательными.

Ст. 4 установлено, что медиаторами могут быть только физические лица, которые, однако, могут объединяться в целях оказания медиативных услуг. Законом не установлены какие-либо требования к организациям медиаторов, в том числе к их организационно-правовой форме.

14. Контроль качества подготовки. Образовательные организации для контроля качества подготовки медиаторов используют тестирование, практический экзамен в форме ролевой игры и интервью; по итогам тестирования выдается сертификат. Государством определены требования к длительности и содержанию программ подготовки медиаторов, однако отдельные процедуры по контролю качества подготовки, помимо предусмотренных в образовательных организациях, не установлены.

15. Контроль качества оказываемых медиативных услуг. Контроль качества медиативных услуг осуществляется через государственный реестр медиаторов. В рамках программ медиации при суде предусмотрены процедуры ежегодной оценки деятельности медиаторов. Среди прочего учитывается количество проведенных медиаций, обратная связь от сторон, прохождение программ повышения квалификации.

16. Юридическое сопровождение в медиации, обучение юристов в сфере медиации. Вопрос об участии адвокатов в процедуре медиации решается по усмотрению сторон. В соответствии со ст. 12 (2) и (3) Закона о медиации, стороны могут участвовать в медиации лично или через представителей, уполномоченных на то письменно.
Специальное обучение медиации для представителей юридического сообщества, в том числе обучение по сопровождению сторон в медиации, проводится в рамках частных инициатив Профессиональной ассоциацией медиаторов Болгарии, иными организациями медиаторов, ассоциациями адвокатов.

Примечания

Информация настоящего раздела о национальном регулировании медиации основана на данных, опубликованных в нескольких специализированных изданиях, а также заимствованных из открытых источников, доступных в сети Интернет (Например, открытая база юридических данных по более чем 70 странам // http://www.mondaq.com/about.asp; раздел о медиации в ЕС на портале электронного правосудия https://e-justice.europa.eu/content_mediation_in_member_states-64-en.do и др.).
Перечень специализированных изданий:

  1. Mediation: Principles and Regulation in Comparative Perspective / Eds. by K.J. Hopt, F.Steffek. Oxford University Press, 2013.
  2. Commercial mediation – a comparative review // Linklaters LLP, 2013.
  3. Исследование для Комитета Европейского Парламента по правовым вопросам: «Rebooting» the mediation directive. Assessing the limited impact of its implementation and proposing measures to increase the number of mediations in the EU / Eds. by G. De Palo, L. D’Urso, M. Trevor, B. Branon, R. Canessa, B. Cawyer, L.R. Florence // European Parliament, manuscript, 2014. // http://www.europarl.europa.eu/committees/en/supporting-analyses-search.html
  4. The Variegated Landscape of Mediation: A Comparative Study of Mediation Regula-tion and Practices in Europe and the World / Eds. by M. Schonewille, F. Schonewille // Eleven International Publishing, 2014.

Для удобства изложения информации в дальнейшем используются следующие термины и сокращения:

  • АРС – альтернативное разрешение споров, альтернативные методы (способы) разрешения споров;
  • ГПК – Гражданский процессуальный кодекс (соответствующей рассматриваемой юрисдикции);
  • внутренние споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) внутри одного государства;
  • трансграничные споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) в разных государствах. Для стран – членов ЕС термин «трансграничный спор» применяется в значении, установленном ст. 1 Европейской Директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров;
  • внутренняя медиация – медиация как метод урегулирования внутренних споров;
  • трансграничная медиация – медиация как метод урегулирования трансграничных споров.
© ФГБУ «ФИМ».
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать Вконтакте

Back to Top