Австрия

 

1. Законодательное регулирование медиации и влияние Европейского законодательства (если применимо). Медиация регулируется различными актами:

  • Федеральный закон о медиации в гражданской сфере, вступивший в силу в 2004 г. (далее также: Закон о медиации), а также принятый в соответствии с ним Регламент об образовании медиаторов в гражданской сфере от 01 мая 2004 г. Австрийский Закон о медиации стал первым законом в Европе, регулирующим медиацию как особый способ урегулирования споров. Ранее, еще в 1999 г., первые нормы о медиации в конфликтах при разводе/расставании были включены в Закон о внесении изменений в брачное право, а в 2001 г. – в Закон о внесении изменений о заботе и опеке над детьми;
  • Закон о медиации ЕС от 1 мая 2011 г. Указанный закон был принят в связи с принятием Европейской Директивы №2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров, является трансформацией Директивы в национальное право и применяется исключительно к медиации в трансграничных спорах. Австрийское законодательство ограничилось особым урегулированием трансграничных споров, как того требовала Европейская директива, полностью оставив в силе собственное законодательство о медиации. Таким образом, сложилась двоякая ситуация для медиаторов, которые проводят трансграничную медиацию: на медиаторов, внесенных в государственный реестр, распространяется национальный Закон о медиации, а на незарегистрированных − только Закон о медиации ЕС;
  • Медиация, как способ АРС, упоминается в Гражданском, Гражданском процессуальном и Уголовном процессуальном кодексах Австрии, Федеральном законе о равном обращении с людьми с ограниченными возможностями, Законе о семейных алиментах, Законе о генетических разработках, Законе о работе в сельском хозяйстве, Законе о профессиональном образовании.

2. Определение медиации. Существуют два определения медиации, установленных Законом о медиации и Законом о медиации ЕС.

Согласно ст. 1 Закона о медиации, медиация – это добровольная деятельность сторон, в которой профессионально обученный нейтральный помощник (медиатор), используя признанные методы на систематической основе, улучшает коммуникацию между сторонами с целью помочь сторонам в самостоятельном принятии ими решения по спору.

Согласно ст. 2 (1) Закона о медиации ЕС, медиация – это структурированный процесс, как бы он ни назывался, в котором две или более сторон спора пытаются на добровольной основе достигнуть соглашения по урегулированию спора при содействии медиатора − независимого от процесса, инициированного сторонами, или предложенного, или назначенного судом, или предписанного законом государства – члена Союза.

3. Сферы применения медиации. Закон о медиации в гражданской сфере применяется исключительно к медиации в гражданских (в том числе коммерческих) делах, а точнее, в буквальном смысле, применим к конфликтам, рассматриваемым гражданскими судами [ст. 1 (2)]. К компетенции данных судов относятся гражданские споры, а также социальные, в том числе соседские, семейные и трудовые споры. Для указанных категорий дел медиация применяется как при урегулировании внутренних, так и трансграничных конфликтов. Медиация не применяется в административных или иных делах, в которых не предусмотрена официальная процедура разбирательства. Медиация также применяется для урегулирования споров в сфере экологического права при предоставлении лицензирования [ст. 16 (2) Закона о медиации)]. Также медиация применяется как инструмент примирительных программ между преступником и потерпевшим, однако регулируется отдельными нормами о таких примирительных процедурах, а не Законом о медиации.

4. Добровольность участия в медиации, влияние медиативной оговорки. Медиация является полностью добровольной процедурой в соответствии с действующим законом и судебной практикой, утвердившими, что процедура медиации не может быть назначена против воли сторон (Решение Австрийского Верховного Суда OGH, 15.07.1997, 1 Ob 161/97a).

Однако есть исключения из общего правила: согласно ст. 15а Закона о профессиональном обучении, п. 1 ст. 135 Закона о сельском хозяйстве, медиация проводится в обязательном порядке в случае, когда лицо, проводящее обучение, желает внепланово расторгнуть договор с обучающимся. При этом участие в медиации является обязательным для лица, проводящего обучение. Медиация может не проводиться в случае отказа обучающегося.

Кроме того, медиация является одним из вариантов обязательного досудебного урегулирования соседских споров (ст. III Закона о внесении изменений в гражданское право 2004 г.).

Наличие медиативной оговорки согласно действующему законодательству не является препятствием для рассмотрения дела судом; таким образом, она не имеет обязательной силы.

5. Последствия отказа от медиации, стимулирование применения медиации. Не установлены какие-либо негативные последствия (санкции) в случае отказа сторон от применения медиации. Также отсутствуют какие-либо специальные нормы, стимулирующие применение медиации. В соответствии с Законом о медиации, при Министерстве юстиции учреждается Консультационный комитет, в задачи которого входит развитие медиации в стране.

6. Участие государства в организации медиативной помощи, покрытие расходов на медиацию в рамках бесплатной юридической помощи, в рамках юридического страхования. В настоящее время расходы на медиацию в целом не покрываются программами юридической помощи, за исключением семейной медиации. Под семейной медиацией понимается в данном случае медиация по семейным вопросам, вопросам заботы и опеки над детьми. Для семейной медиации установлен фиксированный размер оплаты в размере 182 евро (согласно ст. 4 (2) Директивы о развитии медиации). В зависимости от уровня семейных доходов и количества детей, государством покрывается либо часть расходов, либо полная стоимость процедуры. Кроме того, часто расходы на медиацию покрываются страховкой.

7. Правовое регулирование процедуры (процесса) медиации, влияние на сроки исковой давности. Закон о медиации в целом не регулирует процесс проведения медиации, устанавливая только отдельные правила в части прав и обязанностей медиатора, ограничений в деятельности медиатора, обязательства в отношении информации, документации, конфиденциальности, страхования профессиональной ответственности. В частности, ст. 17 (1) Закона о медиации предусматривает обязанность медиатора по документированию начала, продолжения и прекращения процедуры медиации. Процесс медиации определяется договорами о проведении медиации между сторонами, а также между сторонами и медиатором.

Согласно законодательному определению медиации, медиатор не преследует цель дать совет или предложение об урегулировании спора, его деятельность направлена на содействие коммуникации между сторонами для оказания им помощи в достижении самостоятельного решения. Однако медиатор вправе сделать предложение об урегулировании спора, если стороны попросят его об этом.

Кроме того, существует особая практика в отношении семейной медиации: медиация проводится двумя медиаторами (желательно различающимися по гендерному признаку), один из которых имеет юридическое образование, а другой − образование в психолого-социальной сфере (ст. 3 (7) Руководства по развитию медиации).

Австрийская сеть медиации в 2005 г. приняла Кодекс поведения медиаторов, который, однако, не является обязательным по умолчанию для всех медиаторов Австрии (необходимо отдельное обязательство о его соблюдении).

На время проведения процедуры медиации течение срока исковой давности прекращается (ст. 22 Закона о медиации, ст. 4 Закона о медиации ЕС); также приостанавливают действие иные ограничительные сроки, связанные с правами и обязанностями, которые являются предметом медиации. В определенных случаях может быть приостановлено действие иных прав и обязанностей, не связанных непосредственно с процедурой медиации.

8. Медиация как часть правовой системы, взаимодействие института медиации с судами. Начиная с 2008 г., в Австрии стартовали пилотные проекты по направлению сторон на медиацию (сначала в нем участвовал Коммерческий суд Австрии, затем к проекту присоединились еще 6 судов). В 2011 году была образована Ассоциация медиации в процедурах при суде, и только медиаторы, включенные в реестр данной ассоциации, могут проводить процедуру медиации по делам, направленным судами.

9. Полномочия суда по поддержке и продвижению медиации. Судья обязан, в необходимых случаях, указать сторонам на возможность применения альтернативных способов урегулирования споров, в том числе медиации, и информировать об организациях, занимающихся дружественным урегулированием споров (ст. 204(1) ГПК).

Кроме того, особое регулирование предусматривается в отношении семейной медиации, которое отражено в указанных ниже положениях Закона о процедурах, в которых отсутствует спор. Так, судья вправе:

  • указать на возможность применения медиации и иных АРС [ст. 13 (3)];
  • обязать стороны участвовать в медиативной сессии по вопросу возможности применения медиации (ст. 107 (3) № 2);
  • отложить разбирательство для достижения сторонами соглашения вне суда на срок до 6 месяцев [(п. 29 (2)].

10. Наличие судебной медиации (медиации, осуществляемой судьями). В Австрии судебная медиация отсутствует.

11. Регулирование конфиденциальности. Закон о медиации содержит нормы о конфиденциальности (ст. 18), предусматривающие обязательность сохранения в тайне как сведений, так и документов, подготовленных или полученных в связи с проведением медиации. Эта обязанность распространяется как на медиаторов, так и на их вспомогательный персонал.

Имеется достаточно широкое исключение из принципа конфиденциальности: публичные или разумные частные интересы, обосновывающие нарушение конфиденциальности медиатора.

Кроме того, при ведении медиативной деятельности сохраняются обязанности о соблюдении конфиденциальности, предусмотренные для определенных профессий (адвокатская, нотариальная, психотерапевтическая, аудиторская и иные тайны). Закон о медиации ЕС также содержит схожие нормы (ст. 3) о конфиденциальности, которые применяются к медиаторам, не включенным в государственный реестр, которые проводят трансграничные медиации.

Медиаторы, внесенные в государственный реестр, имеют свидетельский иммунитет и не могут быть допрошены в ходе гражданского процесса независимо от того, согласны ли стороны на раскрытие информации (ст. 320 №4 ГПК), а также имеют право отказаться свидетельствовать в уголовном процессе (ст. 157 (1) № 3 УПК).

Нарушение конфиденциальности медиации влечет серьезные последствия в виде лишения свободы сроком до 6 месяцев либо наложение штрафа, если лицо, чьи права нарушены, заявит о необходимости наказания.

12. Исполнение медиативных соглашений. Медиативное соглашение является гражданско-правовым контрактом сторон. Закон о медиации не устанавливает отдельных норм о возможности принудительного исполнения медиативного соглашения.

Такому соглашению можно придать возможность принудительного исполнения при согласии обеих сторон путем:

  • заверения в уполномоченных муниципальных органах (нераспространенная практика);
  • нотариального заверения (п. 3 Нотариального регламента, раздел 1 (№ 17) Регламента о принудительном исполнении);
  • утверждения решения третейского суда, которое может быть принудительно исполнено в Австрии или в иностранной юрисдикции (ст. 605 ГПК, раздел 1 (№16) Регламента о принудительном исполнении);
  • по запросу сторон или одной стороны (с согласия другой) – путем утверждения в качестве мирового соглашения районным судом при условии, что спор, по которому проводилась медиация, подпадает под компетенцию суда (ст. 433а ГПК).

13. Система подготовки, аккредитации/сертификации медиаторов, регулирование допуска к медиативной практике. В настоящее время в гражданской сфере существует возможность медиативной практики в двух формах: медиаторами, внесенными в реестр Министерства юстиции, и медиаторами, не внесенными в реестр. Если лицо намерено оказывать медиативные услуги и не регистрируется в реестре, в таком случае никаких требований к такому лицо не применяется, и оно может свободно заниматься медиативной практикой. Включение медиатора в государственный реестр предоставляет медиатору особые права и налагает особые обязанности, предусмотренные Законом о медиации. Для включения в реестр Министерства юстиции необходимо выполнение определенных условий, установленных Законом о медиации.

Глава 3 Закона о медиации, в частности, регулирует вопросы, связанные с ведением реестра, профессиональной квалификацией, требованиями для включения в реестр, процессом регистрации, проверкой соответствия требованиям, исключением из реестра. Государственный реестр медиаторов публикуется в электронном виде и содержит такие данные, как имя, дата рождения, профессия, адрес, наличие академических заслуг. Пользователи реестра могут осуществлять поиск как конкретного медиатора, так медиаторов по конкретному региону.

Включение в реестр производится Министерством юстиции на основании письменного запроса медиатора, который должен подтвердить соответствие требованиям ст. 9 Закона о медиации, в том числе: не моложе 28 лет, профессионально квалифицированный и заслуживающий доверия, а также имеющий страховку профессиональной ответственности. Законом также установлены способы подтверждения указанных требований.

Важно отметить, что для того, чтобы быть включенным в государственный реестр, образование по медиации должно быть получено в организации, также внесенной в государственный реестр, который ведет Министерство юстиции. Порядок ведения реестра и требования для включения в нее образовательных организаций установлены главой 6 Закона о медиации. Реестр образовательных организаций также публикуется в электронном виде. В виде исключения при внесении в государственный реестр медиаторов может быть зачтено образование, полученное до введения в действие требований Закона о медиации, а также образование, полученное за рубежом.

В соответствии с гл. 7 Закона о медиации был принят Регламент об образовании медиаторов в гражданской сфере от 1 мая 2004 г. Министерство юстиции в целом, согласно Закону, является органом, ответственным за принятие документов, регламентирующих подготовку медиаторов. Подготовка медиаторов состоит из теоретической и практической частей, длительность обучения установлена в пределах 165-274 часов подготовки (220-365 единиц обучения). Регламент также учитывает различные случаи, когда лицо, в силу своей профессиональной принадлежности, уже прошло обучение по некоторым темам (дисциплинам). Также предусмотрено обязательное повышение квалификации в виде минимального количества часов обучения в течение пяти лет. Закон о медиации (ст. 20) устанавливает требования по подтверждению прохождения повышения квалификации медиаторов.

Единые требования к процедуре сдачи экзамена по итогам обучения медиации не установлены, большинство организаций используют комбинированную форму: письменный экзамен, анализ кейса, составление протокола по кейсу и презентация кейса. Существуют различные организации медиаторов, которые занимаются аккредитацией/сертификацией медиаторов, включенных в государственный реестр.

Строгие правила действуют для медиаторов, проводящих процедуры медиации по направлению суда. Такие медиаторы должны быть включены в реестр Ассоциации медиации в процедурах при суде. Для включения в реестр в качестве особых требований установлена обязательность посещения нескольких судебных гражданских процессов, прохождение семинара по австрийскому гражданскому процессу, а также обязательство соблюдать этику и профессиональные правила Австрийской сети медиации. Ассоциация медиации в процедурах при суде в настоящее время разрабатывает требования по сертификации медиаторов при суде. Также согласно Директиве Министерства экономики, семьи и молодежи в электронном виде публикуется список семейных комедиаторов.

Законодательство не устанавливает требования к организационно-правовой форме для оказания медиативных услуг: это могут быть как индивидуальные, так и юридические лица. Какие-либо требования к юридическим лицам – провайдерам медиативных услуг − отсутствуют. Большинство провайдеров медиативных услуг – это физические лица.

14. Контроль качества подготовки. Вопросами контроля качества подготовки занимается Министерство юстиции Австрии, которое отвечает за ведение государственных реестров медиаторов и образовательных организации в сфере медиации. Отдельные организации также занимаются аккредитацией медиаторов.

15. Контроль качества оказываемых медиативных услуг. Министерство юстиции Австрии занимается вопросами соответствия данных государственного реестра медиаторов требованиям законодательства и в случае нарушения таких требований исключает лицо из реестра. В случае нарушения обязанностей медиатора, предусмотренных некоторыми статьями Закона о медиации, а также в случае неправомерного указания лицом на то, что оно включено в государственный реестр, предусмотрен штраф в размере до 3500 евро (ст. 32 Закона о медиации).

16. Юридическое сопровождение в медиации, обучение юристов в сфере медиации. Присутствие на медиации юридических и иных консультантов, а также юридическое представительство разрешено, но не обязательно.
Необходимо отметить, что согласно п. 63 Директивы для практикующих адвокатов и надзору за исполнением обязанностей адвокатов и адвокатов-стажеров, адвокатская деятельность включает в себя проведение медиаций. Кроме того, п. 8 (5) Адвокатского кодекса устанавливает, что в случае, когда адвокат ведет медиативную деятельность, он также сохраняет обязанности адвоката. Несмотря на указанные нормы, адвокат также должен выполнить требования по регистрации, в соответствии с Законом о медиации, если он хочет быть включенным в государственный реестр. Аналогичные правила применяются к нотариусам, которые выступают в роли медиатора (ст. 31,31 Нотариального кодекса).

Примечания

Информация настоящего раздела о национальном регулировании медиации основана на данных, опубликованных в нескольких специализированных изданиях, а также заимствованных из открытых источников, доступных в сети Интернет (Например, открытая база юридических данных по более чем 70 странам // http://www.mondaq.com/about.asp; раздел о медиации в ЕС на портале электронного правосудия https://e-justice.europa.eu/content_mediation_in_member_states-64-en.do и др.).
Перечень специализированных изданий:

  1. Mediation: Principles and Regulation in Comparative Perspective / Eds. by K.J. Hopt, F.Steffek. Oxford University Press, 2013.
  2. Commercial mediation – a comparative review // Linklaters LLP, 2013.
  3. Исследование для Комитета Европейского Парламента по правовым вопросам: «Rebooting» the mediation directive. Assessing the limited impact of its implementation and proposing measures to increase the number of mediations in the EU / Eds. by G. De Palo, L. D’Urso, M. Trevor, B. Branon, R. Canessa, B. Cawyer, L.R. Florence // European Parliament, manuscript, 2014. // http://www.europarl.europa.eu/committees/en/supporting-analyses-search.html
  4. The Variegated Landscape of Mediation: A Comparative Study of Mediation Regula-tion and Practices in Europe and the World / Eds. by M. Schonewille, F. Schonewille // Eleven International Publishing, 2014.

Для удобства изложения информации в дальнейшем используются следующие термины и сокращения:

  • АРС – альтернативное разрешение споров, альтернативные методы (способы) разрешения споров;
  • ГПК – Гражданский процессуальный кодекс (соответствующей рассматриваемой юрисдикции);
  • внутренние споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) внутри одного государства;
  • трансграничные споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) в разных государствах. Для стран – членов ЕС термин «трансграничный спор» применяется в значении, установленном ст. 1 Европейской Директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров;
  • внутренняя медиация – медиация как метод урегулирования внутренних споров;
  • трансграничная медиация – медиация как метод урегулирования трансграничных споров.
© ФГБУ «ФИМ».
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать Вконтакте

Back to Top