Турция

 

1. Законодательное регулирование медиации и влияние Европейского законодательства (если применимо). Закон № 6325 о медиации в гражданско-правовых спорах (далее: Закон о медиации) был принят и опубликован 22 июня 2012 г., вступил в силу с 22 июня 2013 г. Принятию Закона предшествовало многолетнее (около 5 лет) обсуждение проекта закона, в ходе которого своими соображениями поделились юристы, адвокаты, объединения адвокатов, нотариусов, представители университетов и др. В ходе этого обсуждения высказывалось много замечаний, среди которых особо выделялось беспокойство возможным ослаблением позиций юридических профессий внутри правовой системы, создание системы урегулирования споров, альтернативной существующей светской правовой и судебной системе. В связи с этим в принятый Закон о медиации, а затем в принятые в соответствии с ним подзаконные акты (Постановление 28540 от 26 января 2013 г.) вошли строгие требования к медиаторам, к образованию медиаторов, проверке медиаторов и образовательных организаций, положения о дисциплинарной ответственности медиаторов, нормы о приведении в исполнение медиативных решений.

Европейская директива № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров оказала сильное влияние на турецкий Закон о медиации, принятие которого направлено также на гармонизацию с законодательством ЕС.

2. Определение медиации. Согласно ст. 2 Закона о медиации, медиация – это метод добровольного альтернативного урегулирования спора, в котором стороны собираются вместе в присутствии независимого, беспристрастного и обученного третьего лица, применяющего систематические техники, для обсуждения и ведения переговоров, в целях установления коммуникации между сторонами, которая позволит сторонам понять друг друга и выработать собственные решения.

3. Сферы применения медиации. В соответствии со сферой применения Закона о медиации, процедура медиации применяется к гражданско-правовым спорам. При этом законом установлена применимость медиации только к «спорам, в которых у сторон имеется свобода по принятию решений» (ст. 1). Также отдельно в ст. 1 установлено правило, согласно которому медиация не применяется к спорам, в которых присутствует домашнее насилие.

4. Добровольность участия в медиации, влияние медиативной оговорки. Медиация является полностью добровольной процедурой урегулирования споров, стороны могут обратиться к ней на любом этапе: до обращения в суд или во время судебного разбирательства до вынесения решения судьей. Любые формы направления или предложения суда обратиться к медиации являются рекомендательными, а сама медиация может быть начата только при согласии сторон.

В случае заключения медиативной оговорки стороны обязаны вначале попытаться урегулировать спор с помощью медиации, а затем обратиться в суд. Однако вопрос принятия или непринятия дела к рассмотрению судом в случае нарушения медиативной оговорки, когда стороны не обращались к медиации, будет решаться на усмотрение судьи (судебная практика отсутствует).

5. Последствия отказа от медиации, стимулирование применения медиации. Законодательством не установлены какие-либо негативные санкции в случае отказа сторон от участия в медиации или от попытки урегулировать спор с помощью медиации. Государство также отдельно не стимулирует обращение к медиации.

6. Участие государства в организации медиативной помощи, покрытие расходов на медиацию в рамках бесплатной юридической помощи, в рамках юридического страхования. В Турции расходы на медиацию не покрываются системой бесплатной юридической помощи. Также расходы на медиацию в силу новизны института не покрываются юридическим страхованием. Однако следует отметить особое регулирование оплаты медиативных услуг. Хотя стороны свободны в договорном порядке определять размер гонорара медиатора, они также могут решить использовать особые тарифы, устанавливающие минимальные размеры оплаты услуг медиатора.

Тарифы устанавливаются Государственным органом по управлению медиацией, учрежденным в соответствии с Законом о медиации и состоящим из 5 представителей Министерства юстиции, 2 судей, 3 представителей Союза ассоциаций турецких адвокатов, 1 представителя Союза нотариусов, 1 представителя Академии правосудия, 1 представителя Союза палат и содружеств, 1 Союза ремесленников и торговцев, 1 представителя Совета высшего образования.

Тариф на медиативные услуги варьируется в зависимости от того:

  • является ли спор гражданским (трудовым, семейным), коммерческим или связанным с интеллектуальной собственностью;
  • являются ли предметом спора денежные средства; если да, то тариф различается в зависимости от размера оспариваемой суммы;
  • находится ли спор, урегулируемый с помощью медиации, на рассмотрении суда;
  • являются ли сторонами спора физические или юридические лица;
  • какова длительность медиации;
  • проводит ли медиацию один медиатор или несколько.

7. Правовое регулирование процедуры (процесса) медиации, влияние на сроки исковой давности. Закон о медиации достаточно подробно регламентирует проведение медиации. В частности, в нем определены гонорары и расходы медиаторов, которые могут применяться; регламентированы коммуникация между сторонами и медиатором, обязанности сторон и медиатора, в том числе об информировании сторон о процедуре и последствиях принимаемых решений; обязанность сохранять беспристрастность, конфиденциальность, вести процедуру тщательно и правильно; обязанность по ведению документов в связи с процедурой; запрет на рекламу; этапы процедуры; прекращение медиации; течение сроков исковой давности; признание медиативного соглашение судом и приведение его в исполнение.

Медиатор вправе высказывать не обязывающее мнение о возможности урегулирования спора, однако роль медиатора определена Законом о медиации скорее как создание подходящих условий для сторон, которые позволят обсуждать различия точек зрения сторон и рассматривать возможные варианты решения. В соответствии с Законом о медиации, стороны вправе согласовать применение процедуры и правил медиации, установленное законом.

На время проведения медиации (если она проводится в соответствии с правилами Закона о медиации) течение сроков исковой давности приостанавливается. Длительность медиации не может превышать 6 месяцев. При этом первоначально устанавливается срок для медиации − 3 месяца, впоследствии он может быть продлен еще на 3 месяца.

8. Медиация как часть правовой системы, взаимодействие института медиации с судами. Хотя в Турции принят закон о медиации, институционализирующий процедуру, продолжаются дискуссии о том, является ли медиация частью правовой системы Турции. Государственные служащие и судьи, в соответствии с общими правилами, не могут выступать медиаторами. При этом медиация является новым институтом, который развивается в сотрудничестве с судебной системой, и пока сложно говорить об устоявшейся практике.

9. Полномочия суда по поддержке и продвижению медиации. Судья уполномочен и обязан предложить сторонам обратиться к процедуре медиации, содействовать применению медиации, если сочтет это необходимым в соответствии с Законом о медиации.

10. Наличие судебной медиации (медиации, осуществляемой судьями). Медиация судьями не проводится, закон не позволяет судьям выступать в роли медиаторов.

11. Регулирование конфиденциальности. Согласно Закону о медиации (ст. 4), стороны спора, их адвокаты и медиатор обязаны сохранять конфиденциальность сведений и документов, связанных с проведением медиации, если стороны не договорятся об ином. В том числе, никакая информация из медиации не может быть использована в суде или третейском суде, а участники медиации не могут быть допрошены (ст. 5). Нарушение конфиденциальности влечет наложение санкций – лишение свободы лица, нарушившего обязательство о конфиденциальности, сроком до 6 месяцев (ст. 33 Закона о медиации). Исключением из правил о конфиденциальности являются случаи раскрытия информации, прямо предписанные законом, или когда это необходимо для исполнения медиативного соглашения.

12. Исполнение медиативных соглашений. Медиативное соглашение является договором сторон. Для того чтобы придать соглашению возможность принудительного исполнения, оно может быть представлено одной из сторон спора на утверждение суда (это касается только медиации, проводимой в соответствии с Законом о медиации, и только медиативных соглашений, отвечающих требованиям, установленным этим законом). Медиативное соглашение, утвержденное судом, имеет силу судебного решения. При утверждении суд, в том числе, проверяет, насколько юридически возможно проведение медиации в данном деле и возможно ли обеспечить исполнение такого решения.

13. Система подготовки, аккредитации/сертификации медиаторов, регулирование допуска к медиативной практике. Использование звания «медиатор» регулируется и защищается законом. Для того чтобы пользоваться правами и гарантиями, предоставленными Законом о медиации, необходимо быть внесенным в государственный реестр медиаторов. Для внесения в реестр физическое лицо должно соответствовать ряду условий:

  • лицо должно обладать гражданством Турции;
  • лицо должно иметь юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет;
  • лицо должно быть полностью дееспособным;
  • у лица должна отсутствовать судимость за умышленные преступления;
  • лицо должно иметь образование по медиации, полученное в установленном порядке, со сдачей письменного и практического экзамена.

Следует отметить, что согласно действующему законодательству стороны вправе обратиться также к любому иному лицу, которое может выступать медиатором, посредником в споре. При этом требования и гарантии Закона о медиации не будут распространяться на таких медиаторов, посредников и проводимые ими процедуры.

Требования к образованию медиаторов установлены Законом о медиации, конкретные требования к длительности обучения – подзаконными актами (регламентами Министерства юстиции). Так, установлено, что медиатор должен пройти обучение длительностью 48 часов (36 часов теории и 12 часов практики), при этом определено содержание образовательной программы. Требования к повышению квалификации медиаторов не установлены.

Законом не установлены конкретные требования к организациям медиаторов, в том числе требования к их организационно-правовой форме. Исходя из логики Закона о медиации, в организации-провайдере медиативных услуг должны состоять медиаторы, аккредитованные в соответствии с законом. Медиаторы могут заниматься медиативной деятельностью также на индивидуальной основе.

14. Контроль качества подготовки. На этапе аккредитации, в соответствии с законодательными требованиями, медиатор должен пройти письменный и практический экзамен, проводимый Министерством юстиции.

15. Контроль качества оказываемых медиативных услуг. Информация о форме и способах контроля качества оказываемых медиативных услуг не была найдена в свободном доступе.

16. Юридическое сопровождение в медиации, обучение юристов в сфере медиации. Вопрос участия консультантов в медиации решается на усмотрение сторон, при этом в самой процедуре в качестве консультантов могут принимать участие только лицензированные в общем порядке адвокаты. Не установлена обязанность адвокатов информировать клиентов о возможности медиации. В связи с новизной института обучение медиации для представителей юридических профессий пока является редкостью.

Примечания

Информация настоящего раздела о национальном регулировании медиации основана на данных, опубликованных в нескольких специализированных изданиях, а также заимствованных из открытых источников, доступных в сети Интернет (Например, открытая база юридических данных по более чем 70 странам http://www.mondaq.com/about.asp; раздел о медиации в ЕС на портале электронного правосудия https://e-justice.europa.eu/content_mediation_in_member_states-64-en.do и др.).

Перечень специализированных изданий:

  1. Mediation: Principles and Regulation in Comparative Perspective / Eds. by K.J. Hopt, F.Steffek. Oxford University Press, 2013.
  2. Commercial mediation – a comparative review // Linklaters LLP, 2013.
  3. Исследование для Комитета Европейского Парламента по правовым вопросам: «Rebooting» the mediation directive. Assessing the limited impact of its implementation and proposing measures to increase the number of mediations in the EU / Eds. by G. De Palo, L. D’Urso, M. Trevor, B. Branon, R. Canessa, B. Cawyer, L.R. Florence // European Parliament, manuscript, 2014.
  4. The Variegated Landscape of Mediation: A Comparative Study of Mediation Regulation and Practices in Europe and the World / Eds. by M. Schonewille, F. Schonewille. Eleven International Publishing, 2014.

Для удобства изложения информации в дальнейшем используются следующие термины и сокращения:

  • АРС – альтернативное разрешение споров, альтернативные методы (способы) разрешения споров;
  • ГПК – Гражданский процессуальный кодекс (соответствующей рассматриваемой юрисдикции);
  • внутренние споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) внутри одного государства;
  • трансграничные споры – споры, возникающие между сторонами, проживающими, действующими (зарегистрированными) в разных государствах. Для стран – членов ЕС термин «трансграничный спор» применяется в значении, установленном ст. 1 Европейской Директивы № 2008/52/ЕС по отдельным аспектам медиации при разрешении гражданско-правовых и коммерческих споров;
  • внутренняя медиация – медиация как метод урегулирования внутренних споров;
  • трансграничная медиация – медиация как метод урегулирования трансграничных споров.

В работе также использованы материалы:
Turkey. Mediation; The Long-Awaited Turkish Mediation Law by Baris Can Polat
Turkey: Turkish Mediation Law by Neşe Taşdemir Under
Turkey: Mediation In Civil Disputes by Alper Uzun

© ФГБУ «ФИМ».
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать Вконтакте

Back to Top